Антон Трофимов
Конфликт на Украине не только доказал, как далеко разошлись цивилизационные цели и пути коллективного Запада и России. Он еще и дал надежду на иное будущее тем жителям западных стран, кому невмоготу терпеть диктат неолиберальных политиков и кто до сих пор сохраняет верность традиционным ценностям.
«
Серия американских войн во Вьетнаме, Афганистане и Ираке усилила скептицизм в Европе и закономерно подпортила репутацию страны. Кроме того, небольшие государства в целом раздражает всемирный полицейский, который вмешивается во все дела и постоянно использует свой вес в переговорах, чтобы получить собственные преимущества, — признает швейцарская Neue Zürcher Zeitung в статье „Враждебное отношение к Америке — самая популярная Идеология Запада“. — Швейцария ощутила последствия этого в банковском секторе. Америка — это держава, которая защищает суверенитет европейцев, но при этом постоянно ограничивает его».
Статья в швейцарской газете — характернейший пример отказа от проамериканской парадигмы, которую США до сих пор удавалось навязывать Европе. Исполняя традиционные выпады в сторону России и явно разделяя идею о якобы диктаторском режиме в нашей стране, автор статьи признает: да, Америка сумела настроить против себя большинство европейцев.
«
Неприятие Америки исходит от левых и правых, но оно также приходит извне: от иммигрантов из арабских стран, которые хотят жить на Западе, но презирают его, — подводит итог Бенедикт Нефф. — Как свободная антилиберальная коалиция они способны ослабить Запад. Это должно заставить задуматься, в частности, якобы буржуазных политиков, которые выступают в роли релятивистов. Они предостерегают от отказа от собственной культуры, но сами, похоже, уже отказались от нее».
Пока Европа прозревает, другие традиционные регионы поражаются ее близорукости. «Европа на всех парах катится в пропасть. Мы видим жалкий триумф расистской идеологии над цивилизацией и либеральными ценностями, Отчужде и предвзятое отношение к тем, кто выступает за традиционные идеалы, и возведение на пьедестал войны, а не мира, — подчеркивает ливанский телеканал Al Mayadeen. — Всё это будет иметь серьезные последствия для Запада, нового мирового порядка и баланса сил, особенно в свете конфликта на Украине, продолжающегося с 24 февраля 2022 года».
Остается удивляться тому, что Старый свет только сейчас осознает очевидные последствия давно и прочно прописавшегося там проамериканизма. Хотя традиционную мантру о «державе, которая после Второй Мировой войны не захватила в Европе ни одного квадратного метра» (о чем любят кричать европейские защитники Америки) очень просто опровергнуть.
Какая страна после воссоединения Германии — кстати, провернутого без всяких там демократических референдумов и т.п.! — отказалась вывести оттуда свои военные базы? Нет, не Советский Союз. Да, Америка. И когда европейцы вдруг осознают этот факт, они теряются и начинают задавать наивные вопросы, почему так случилось. А потом, лишенные прежних иллюзий, начинают успокаивать себя сказками о том, что «это делается ради безопасности Европы и противостояния российской экспансии».
Да, Европа по сей день живет под сенью давнего американского лозунга «Русские идут!». Забывая, что эта фраза — последнее, что проорал вышедший в окно сумасшедший экс-министр обороны США Джеймс Форрестол. А ведь это было аж в 1949 году! Но про министра многие вообще не знают, а ставшая лозунгом дурацкая фраза до сих пор владеет европейскими умами.
Да, русские действительно идут. Но совсем не туда, куда, по мнению напуганных европейцев, должны идти. Россия уверенно взяла курс на полную суверенность и следование собственному пути. Кстати, это привлекает тот же Китай ничуть не менее, а может быть, и более, чем противостояние общему противнику. И потому такой путь ужасно бесит коллективный Запад.
Америка и подчиненная ей Европа с точки зрения идеологии выглядят сегодня реинкарнацией «застойного» СССР. Это геронтократии с очевидным приматом идеологических установок, которые разделяет категорическое меньшинство граждан. Именно установок, а вовсе не ценностей! На ценностях-то западные идеологи старательно ставят крест. Особенно на традиционных, поскольку они и есть главный повод для сопротивления европейскому обществу нарастающему давлению извне.
До недавнего времени европейцы, осознающие или хотя бы чувствующие эту угрозу, только и могли, что с завистью смотреть на восток. Чем сильнее им вдалбливали в головы мысль об «империи зла» (кстати, тоже американская идеологема!), тем заметнее становилась разница в подходах к базовым человеческим ценностям. Каковые в России почему-то не просто поддерживались, а официально объявлялись предметом особой заботы государства.
Разрушив «железный занавес», Запад нанес себе смертельный удар. Если бы западные общества по-прежнему формировали голову не пришло, будто где-то могут жить лучше. Но занавес рухнул — и похоронил под своими обломками легенду о западном рае на земле.
Разница в том, что для России болезненный процесс избавления от иллюзий стал причиной вспомнить о корнях и заново осознать свои возможности и свое величие. Коллективный Запад, оставшийся под идеологическим прессингом Америки, разочарование ввергло в глубочайший пессимизм. И привыкшие мечтать о райской жизни люди принялись искать новый ориентир.
К вящему ужасу западных элит, таким ориентиром стала нынешняя Россия. Сначала — чисто эмоциональным: глядя на репортажи из страны, которую им велели считать исчадием зла, европейца и американцы все больше убеждались в обратном. То, что им преподносили как «наступление на свободы», на деле оборачивалось заманчивой возможностью жить без диктата меньшинств, отрицающих права большинства. А уровень жизни, даже на фоне западных санкций, не снижался, как у них дома, а рос.
Последним ударом для европейцев, рожденных после «холодной войны» и воспитанных Голливудом и Соросом, стал недавний указ Владимира Путина об облегченном переезде в Россию западных сторонников традиционных ценностей. Россия открыла свои границы для всех, кому не по нраву нынешний западный мир, чьи реалии превзошли самые кошмарные фантазии оруэлловского «1984». Тем самым наша страна доломала остатки «железного занавеса» — и помешала коллективному Западу восстановить его. А именно к этому стремились американские и европейские идеологи, увидевшие в суверенности России главную угрозу своей власти.
Вырвавшиеся из СССР эмигранты становились для родных и друзей главным источником реальной информации о жизни на Западе. Сегодня перебирающиеся в Россию западные граждане будут играть ту же роль для своего круга. Но если сорок лет назад реальность в рассказах очевидцев оказывалась мрачнее эмигрантской мечты, то теперь она явно будет ярче.