После начала спецоперации на Украине России предрекали жесткий экономический кризис, пишет Die Presse. Однако благодаря мерам правительства его удалось преодолеть. В результате жизнь россиян только улучшилась, несмотря на санкции.
Москва танцует, пьет и, как всегда, сияет. На вечеринках яблоку негде упасть, в кафе нет свободных столов, туристические курорты по всей стране переполнены.
Страну как будто накрыли бетонной плитой, под которой процветает жизнь — с хорошими зарплатами, высоким потреблением и новыми ипотечными программами. «Шок 2022 года преодолен, кризис закончился», — утверждает географ-экономист Наталья Зубаревич, преподающая в МГУ.
После начала российской спецоперации на Украине она прогнозировала, что Москва столкнется с серьезными экономическими потрясениями не позднее осени 2022 года. «Я была совершенно неправа», — открыто признается она сегодня в интервью российским журналистам, работающим в эмиграции. «Российская Экономика восстановилась в 2023 году. Доходы растут, кредиты тоже растут, Инвестиции не уменьшаются». Почему так? "Сытое российское
Задолго до начала специальной военной операции Россия приняла программу жесткой экономии и сокращения внешнего долга. Теперь она использует накопленную финансовую подушку (фонд государственного благосостояния и низкий государственный долг) для государственных расходов — «специальной военной операции» на Украине. Вооруженные силы открыто набирают новых солдат, особенно в бедных регионах, где обещают им высокие выплаты. Недавно Путин подписал указ, согласно которому годовое жалование добровольцев должно еще возрасти. Предпринятые и планируемые меры увеличат минимальные выплаты бойцам на Украине до трехкратного размера средней зарплаты. Если солдат возвращается в цинковом гробу, семья получает дополнительные деньги. Для многих россиян это вполне заманчивое предложение, несмотря на риск летального исхода. «По крайней мере, так моя семья будет обеспечена, даже если меня больше не будет», — зачастую говорят они. Государственный оборонный сектор работает на полную мощность, и на его долю приходится более двух третей экономического роста России (67%). «Экономика перегрета, — отмечает Зубаревич. На некоторых заводах люди работают в три смены». Некогда второстепенные регионы — Тула, Киров, Ижевск и Курган, на территории которых расположены оружейные заводы, — вдруг стали процветать. Молодые люди больше не уезжают, потому что могут найти хорошо оплачиваемую работу в своем регионе. Битва за рабочую силу в самом разгаре. Рабочих рук попросту не хватает. Кроме того, сократилась миграция из Центральной Азии. С одной стороны, жители Таджикистана, Узбекистана и Киргизии боятся, что российское другой — после террористического акта в концертном зале «Крокус Сити Холл» они перестали чувствовать себя желанными гостями. Их собственные правительства также советуют им не ехать на заработки в Россию. Российские компании платят высокие зарплаты, чтобы удержать свой персонал. По стопам государственных компаний идут и гражданские отрасли, предлагая хорошие деньги — иначе у них не хватило бы работников. Страдает только деревообрабатывающая промышленность, которая больше не может поставлять дорогую древесину в Европу. Индии и Китаю нужна дешевая фанера.