- Мирный процесс с изъяном
- Большие потери
Украина и некоторые страны НАТО живут в радужных ожиданиях, что при Трампе они добьются серьезных дипломатических перемен, сообщает CNN. Однако скептицизм новоизбранного президента США и улетучившееся единство внутри НАТО говорит о том, что Киеву не стоит надеяться на что-либо хорошее.
Ник Пейтон Уолш (Nick Paton Walsh)
Английский военный лидер Уинстон Черчилль сказал однажды: «Я — оптимист. Не вижу особой пользы быть кем-то еще». Начавшийся год породил на Украине и в некоторых странах НАТО радужные ожидания (а, возможно, и совершенно осознанные), что при Трампе Белый дом добьется серьезных дипломатических перемен.
Вообще-то у них нет выбора, поскольку именно мера американской поддержки определит исход этого конфликта, а ближайшее окружение Трампа отнюдь не намерено продолжать ее на нынешнем уровне (заметим: едва достаточном). Более того, некоторые откровенно ей противятся. Однако послужной список Москвы на мирных переговорах за десятилетие украинского конфликта требует великой осторожности — не сказать откровенного цинизма.
Спецпредставитель избранного президента США Дональда Трампа на Украине Кит Келлог еще в апреле прошлого года изложил в аналитической статье основные принципы оптимистического мирного соглашения. Принципы следующие: прекращение огня, участие Украины в переговорах в качестве обязательного условия для продолжения военной помощи и, наконец, перспектива демилитаризованной зоны, чтобы гарантировать заморозку линии фронта вдоль нынешних рубежей. План подразумевает, что Москва согласится прекратить боевые действия на условиях США, но не решает главной проблемы, которую признают его же авторы, — Украине нужно больше оружия, чем НАТО может предоставить. Однако союзники США изучают предложения Келлога вполне серьезно, и даже складывается впечатление, что они согласны и готовы принять участие.
один европейский военный чиновник сообщил телеканалу CNN, что «активно обсуждается» вопрос о развертывании войск в демилитаризованной зоне (если о ней удастся договориться по условиям мирного соглашения и если потребуется помощь). Западные чиновники не раз повторяли свою точку зрения, что Москва по-прежнему не желает затевать полномасштабный конфликт с НАТО.
Быть может, некоторое присутствие войск НАТО на линии фронта Украины действительно удержит Кремль от попыток постепенного продвижения вперед — вопреки соглашению о прекращении огня, как он уже пытался раньше. В понедельник президент Владимир Зеленский заявил, что обсудил отправку на Украину «партнерских контингентов» с французским коллегой Эммануэлем Макроном. Париж недавно сам предложил отправить свои войска для обучения ВСУ на местах, но украинские СМИ пошли еще дальше, очертив контуры будущего миротворческого контингента НАТО.
В воскресенье будущий советник Трампа по национальной безопасности конгрессмен Майк Уолц заявил в эфире телеканала ABC: «Все знают, что конфликт на Украине должен закончиться дипломатическим путем». Во вторник его комментарии подхватил российский министр иностранных дел Сергей Лавров, заметив, что команда Трампа «стала больше упоминать реалии на земле».
Трамп унаследует НАТО, альянс, к которому он относится очень скептически и в котором прежнее единство насчет Украины постепенно рушится.
Канцлер Германии Олаф Шольц прервал многомесячную дипломатическую изоляцию президента Владимира Путина телефонным звонком в ноябре, однако самые восточные члены НАТО осознают, чем опасен Кремль, осмелевший от безнаказанности, и по-прежнему считают долгосрочное поражение Москвы лучшим способом гарантировать европейскую безопасность.
Бывший премьер-министр Эстонии, а ныне и верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кая Каллас заявила CNN из Рима, что, по ее мнению, при правильной поддержке Украина все еще может победить.
«
Ставки для европейской безопасности высоки как никогда, — сказала она. — Масштабы гибридных атак по всей Европе уже резко расширились, и поражение Украины обойдется нам гораздо дороже дальнейшей поддержки».
«
Путин продемонстрировал полное пренебрежение международным правом, и ему нельзя доверять. Без надежных гарантий безопасности любое соглашение о прекращении огня наверняка потерпит неудачу. Россия всего лишь перевооружится и нападет снова», — считает Каллас.
«
Плохой мир приведет лишь к еще большей войне, как уже случалось, — добавила она. — Мы должны извлечь уроки из прошлого и добиться устойчивого соглашения».