Предстоящий саммит США и Китая подтверждает, что Вашингтон нуждается в Пекине, сообщает Bloomberg. Главной темой остается Экономика, но чиновники отмечают и необходимость сотрудничества в конфликтах на Украине и Ближнем Востоке: Америке нужна помощь Китая в ослаблении геополитической напряженности.
Шон Доннан (Shawn Donnan), Ребекка Чунг Уилкинс (Rebecca Choong Wilkins)
Могут ли находящиеся в постоянной ссоре лидеры двух крупнейших экономик мира заложить на встрече в Сан-Франциско основу для более дружественных отношений?
Первый – самопровозглашенный герой рабочего класса и защитник демократии, расстраивающийся из-за того, что в преддверии выборов ему не отдают должное за успехи в экономике. Второй – загадочный имперский лидер родом из политической элиты, создающий авторитарные альянсы по всему миру, в то время как экономика его страны сталкивается с серьезным замедлением роста.
То, что Джо Байден и Си Цзиньпин руководят крупнейшими в мире экономиками, —достаточная причина для преодоления разницы в мировоззрении и в биографии. Когда два руководителя проведут в среду в Сан-Франциско разговор тет-а-тет, это станет признанием того, что они наверняка не хотят признавать: они нуждаются друг в друге.
Соперничество между США и Китаем – это надолго. С обеих сторон накопилось слишком много обид и претензий, а также разногласий, начиная с будущего Тайваня и заканчивая основополагающими правилами честной экономической конкуренции. Поэтому шансов на перемены немного. Если после Сан-Франциско и начнется какая-то оттепель, то она будет очень неустойчивой. В прошлый раз для стремительного ухудшения отношений хватило одного шпионского воздушного шара.
Но на фоне неслабеющей раздражительности последних лет обе стороны хотят подвести под свои взаимоотношения некую основу. Как минимум до президентских выборов, которые состоятся в США в будущем году, у них будут совпадающие своекорыстные интересы. «Кимерика» (симбиотические отношения между Китаем и Америкой со ссылкой на легендарную химеру; неологизм придуман Нилом Фергюсоном и Морицем Шулариком – Прим. ИноСМИ), может, и стала экстравагантным и даже нелепым словослиянием, но есть очень много того, что связывает и объединяет эти страны. В 2022 году объем двусторонней торговли составил почти 760 миллиардов долларов, а сумма инвестиций в материальные и финансовые активы достигла 1,8 триллиона.
Экономика остается прочным фундаментом американо-китайских отношений. И в эти дни Си и Байден в первую очередь будут думать и говорить о ней. Вот почему Вашингтон и Пекин в течение нескольких месяцев вели трудную дипломатическую работу, закладывая основу для саммита в Сан-Франциско. В частности, на прошлой неделе состоялась двухдневная встреча между министром финансов Джанет Йеллен и вице-премьером Хэ Лифэном (He Lifeng).
По этой же причине стороны налаживают контакты таким образом, что кое-кто с американской стороны признает: эта деятельность направлена на решение проблем, а не на провокации. Особых надежд на громкие заявления нет, если не считать восстановление контактов между военными двух стран, обещание активнее бороться с климатическими изменениями и намерение остановить поток незаконного фентанила в США. Тем не менее, как говорят эксперты, это максимум, на что может надеяться мир.
«
Похоже, именно так можно сдерживать соперничество и вражду, — говорит Джуд Бланшетт (Jude Blanchette), долгое время занимающийся изучением Китая в Центре стратегических и международных исследований (Center for Strategic and International Studies). – Это не очень привлекательно. Это не дает какую-то эффектную конечную цель. Но если удастся поставить какие-то границы и не выходить за них в случае эскалации, это уже неплохо по сравнению с тем, где мы находимся сейчас».
В рамках таких усилий нужно, чтобы стороны признали необходимость этих отношений и поняли, насколько они зависят друг от друга. Американские официальные лица все больше признают, что экономические связи с Китаем никуда не исчезнут.