В 1987 году, несмотря на все предупреждения ООН, Мексика закупила сухое молоко в Ирландии, пастбища которой были заражены из-за аварии на ЧАЭС, пишет La Jornada. Когда об опасности этого сухого молока стало известно, власти попытались замять ситуацию.
26 апреля 1986 года на Чернобыльской АЭС (находится на Украине, входившей тогда в состав Союза Советских Социалистических Республик) произошла крупнейшая в нашей истории ядерная авария. В результате ряда ошибок при проверке систем безопасности станции один из реакторов взорвался. Из него вырвалось высокотоксичное радиоактивное облако, которое ветром разнесло по всей Европе. Задело оно в том числе и Ирландию, где от радиации пострадал сельскохозяйственный сектор. Токсичные частицы попадали на посевы и пастбища, на которых кормились тысячи коров. Их молоко и мясо стали представлять опасность для здоровья тех, кто их потреблял.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) выпустила международное предупреждение о необходимости приостановить импорт продуктов питания из Европы. Ирландия попыталась продать в Америке один из таких товаров – сухое молоко. Бразилия приобретать его не захотела. Но в Мексике в 1987 году, несмотря на все предупреждения со стороны бразильских чиновников и ВОЗ, правительство президента Мигеля де ла Мадрида (Miguel de la Madrid) закупило 40 тысяч тонн этого продукта в рамках Национальной компании субсидий для населения (Conasupo). власти распределяли его среди беднейшего населения страны. Надо сказать, что Мексика закупала сухое молоко в Ирландии еще с 60-х годов.
люди, которые употребляли это молоко, не знали, откуда оно поступает, и о том, что оно заражено. Но наш посол в Ирландии Антонио Гонсалес де Леон (Antonio González de León) сообщил об этом в федеральное правительство. В тот момент его проигнорировали. А между тем ирландское правительство продолжало врать и утверждать, что экспортируемое им молоко соответствует европейским стандартам.
Когда закупленный товар прибыл в порт Веракрус, органы здравоохранения не потребовали на него сертификата качества. Хотя это молоко собирались распространять по программе субсидий, его, тем не менее, выкрали люди, имевшие отношение к таможне. Через несколько дней после поступления этой продукции в страну вице-адмирал Мануэль Родригес Гордильо (ManuelRodríguez Gordillo), начальник штаба третьей военно-морской зоны, расположенной в Веракрусе, получил информацию о том, что несколько военнослужащих военно-морской авиабазы Лас-Бахадас жаловались на связанное с истинным или потенциальным повреждением ткани">боли в животе.
Заведующий кухней заверил, что продукты питания были высшего качества, а сухое молоко они купили у работников порта – как раз его и похитили на таможне. Затем партию сухого молока, хранившегося на складах терминала, проверили и выяснилось, оно прибыло из Ирландии.
Обеспокоенный этой информацией, вице-адмирал попросил физика Мигеля Анхеля Вальдовиноса (Miguel Ángel Valdovinos), начальника лаборатории атомной электростанции Лагуна Верде, проверить молоко. Специалист установил, что радиоактивность молока превышала допустимые пределы в десять раз. В нем содержались следы стронция-90 и цезия-137 – опасных и сильно загрязняющих окружающую среду частиц, период полураспада которых составляет не менее 30 лет. Попадание этих веществ в организм вызывает рак, цирроз печени и пороки развития у плода.
Соблюдая все формальности, вице-адмирал доложил о произошедшем начальству в секретариате ВМФ. Но его тоже проигнорировали, сославшись на то, что продукт уже был подготовлен к потреблению. После настоятельных требований вице-адмирала высшее командование уничтожило все документы по этому делу. Физика Мигеля Анхеля Вальдовиноса обвинили в недостаточных интеллектуальных способностях и уволили из Лагуна Верде.
В то же время военно-морские власти были в ярости от действий вице-адмирала Родригеса Гордильо. Они обвиняли его в клевете и других преступлениях. По сфальсифицированному предлогу его обвинили в государственной измене и распространении радиоактивных веществ. Он был арестован и предан суду. Его сняли с его должности и в качестве наказания отправили в качестве инспектора на острова архипелага Ревильягигедо в Тихом океане.
больше всего против него выступал адмирал Луис Карлос Руано Ангуло (Luis Carlos Ruano Angul), который одним из первых узнал об импорте зараженного молока. Он скрыл данный факт. В дальнейшем он стал следующим главой Министерства военно-морского флота. В следующий понедельник я вернусь к вопросу молока с радиоактивными веществами, его пагубных последствий для здоровья беднейших слоев населения, а также теме мужества вице-адмирала Родригеса Гордильо, который заявил об его обнаружении, зная, что это затрагивает очень влиятельные интересы.
Автор статьи: Иван Рестрепо (Iván Restrepo)