Под Смольным собором, находился первый противоатомный бункер. Об этом сообщил заместитель директора по научной работе Александр Квятковский. (А на пресс-конференции этот сенсационный факт подтвердил Николай Буров, директор музея-комплекса «Исаакиевский собор» – в его юрисдикцию входит и Смольный собор). Александр Квятковский рассказал также о других секретах храма, его легендах, сегодняшней жизни собора и интересных открытиях, сделанных в ходе реставрации.
Судьба Смольного собора была сложной. На нее, видимо, повлияла магия цифр: 87 лет его строили, 87 он был действующим и 87 лет он стоял закрытым, после того, как большевики начали громить церкви и уничтожать священников. Конечно, закрытым он был условно, в соборе устроили склады декораций. После реконструкции, начавшейся в 1967 оду, там открылся филиал Музея истории города с большой панорамой «Ленинград сегодня и завтра».
В наши дни сложно представить, что в главном нефе храма стояли колеса и турбины, и рассказывалось, как развивается народное хозяйство Ленинградской области. «К счастью, там не открыли какой-нибудь клуб – он мог сгореть, или остатки декора растащили бы вандалы», – поделился Александр Квятковский.
В 1990 в Смольном соборе открылся концертно-выставочный зал – основой представления становится сам собор, его интерьеры, акустика и звучание. 21 июня 2001 года внезапно рухнул центральный крест храма. Это событие потрясло город. 12 апреля 2004 года крест – шестиметровый, весом пять с половиной тонн – вернулся на свое место. После этого Смольный стал частью музея-памятника Исаакиевский собор, начались активные работы по реставрации и музеефикации.
Сегодня главный неф украшает синий концертный занавес. До 1971 года на этом месте красовался дубовый иконостас Стасова. Потом иконостас разобрали и сгноили – напоминают о нем лишь черно-белые фотографии.
Атомное убежище
Много писали о тайнах подвалов собора. Журналисты давно заметили, что там есть прочно замурованные двери и ведущие неизвестно куда подземные ходы. И вот догадки получили официальное подтверждение. Как сообщил на пресс-конференции Николай Буров, в его подвалах находилось… первое в мире атомное убежище. «По-настоящему, – сказал он, – мы сегодня могли бы претендовать на то, чтобы открыть единственный в мире первый музей, который мог бы называться «первое атомное бомбоубежище». Здесь было бомбоубежище Жданова, которое впервые было оборудовано по всем нормам противоатомной защиты».
В воспоминаниях о блокаде действительно часто говорилось, что Жданов, тогдашний первый секретарь обкома партии, почти все время проводил в убежище, опасаясь бомбардировок. «Под Смольным, – писал в своей книге «Блокада» Александр Чаковский, – было бомбоубежище, служившее во время бомбежек по существу командным пунктом фронта».
С этим убежищем и был связан личный бункер Жданова под Смольным собором, который позднее оснастили противоатомной защитой. «Этот подземный ход оборудован был системами противоатомной защиты, сообщил нашему корреспонденту Квятковский, – если там будет музей, то он будет не только единственным в мире, но и одним из самых маленьких, всего на пару посетителей».
Разумеется, что долгие годы все, связанное с подземными убежищами, хранилось в глубоком секрете. Поговаривают, что была даже построена специальная ветка метро, которая соединяет подвалы Смольного со станцией метро «Чернышевская».
– Какие другие легенды Смольного собора правдивы, а какие нет?
– Существует множество таких легенд, – говорит Квятковский. – Одна из них родилась во время реставрационных работ. После того как строители проводили гидроизоляцию фундаментов, обнаружилось, что одна из стен мокнет. Оказалось, что прямо в фундаменте бьет ключ. Сейчас его отвели, чтобы он не разрушал стены.
Еще одна легенда гласит о том, что в алтарной части совершил самоубийство один из рабочих. Именно поэтому здесь якобы не проводились церковные службы. Вероятно, эту историю придумали для того, чтобы объяснить, почему в храме долгое время не проводились богослужения.
– На старых фотографиях видна хрустальная балюстрада. Какова ее судьба?
– По случаю дня рождения Дом архитектора подарил нам фрагмент хрустальной балясины. Она заняла свое место на выставке «Высочайше повелеваю...», которая станет постоянной экспозицией. Когда-то такие балясины заполняли нижнюю часть иконостаса. А в Доме архитектора из такой балясины сделали две настольные лампы. Существует легенда, будто осколки балюстрады были использованы в декоре станции метро «Автово».
– Не мешает ли собору концертный зал?
– Сегодняшний репертуар, и выставки – все организуется с большой деликатностью. Здесь не может быть показа мод – храмовое пространство определяет сюжетную часть. Мы советуемся с духовенством, как расположить тот или иной предмет на выставке, как составить «этикетаж». Выставка «Высочайше повелеваю» рассказывает об истории собора через императорские указы, портреты, именные документы, архитектурные находки.
– Какие еще открытия были сделаны в ходе реставрации?
– Меня в Смольном соборе всегда удивлял белый цвет интерьера. Хотелось понять, неужели так и было задумано. В ходе реставрации была обнаружена роспись – очень мягкая и нежная гризайль в коричневатых и синеватых тонах. Значит, при Стасове была все-таки орнаментальная роспись храма. Эту роспись реставраторы укрепили и законсервировали. Сегодня открытие ждет дальнейшей работы ученых.
Немногие знают, что в Русском музее находится большая Венециановская икона «Предстательство Божией Матери за воспитанницами Смольного института». Она находилась в южном приделе Смольного собора, а потом «переехала» в Русский музей. Нам разрешили сделать ее копию, и сегодня она заняла свое историческое место. Это тоже открытие – ведь икона стала доступна людям.
24 мая 2009 года в День святых Кирилла и Мефодия в храме епископ Гатчинский Амвросий отслужил первый молебен. Это была первая служба в Смольном соборе после длительного перерыва. В этом году в праздник Благовещения 7 апреля здесь совершил Божественную литургию митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир. После этого начались регулярные воскресные службы в южном приделе. Когда в Смольный собор заходят, как в храм, – это тоже открытие.
– Как Смольный участвует в воспитании маленьких петербуржцев?
– Специально для школьников создана особая программа «Музей – школе». Абонемент «От века к веку» рассказывает о храмах как страницах истории Отечества – каждый и них был заложен Российскими императорами и императрицами. Абонемент «Православный храм» также уникален. Ребята отправляются в путешествие по храмам, узнают, что такое алтарь, храмовая икона, клирос, знакомятся с разной храмовой архитектурой, символикой икон, топографией храма, внутреннего убранства.