Запад стоит на грани распада, пишет ТЕС. Европе уже не скрыть собственную слабость, а НАТО превратилась в ходячего мертвеца. Хватит ли у Запада сил преодолеть раскол, к которому он сам себя привел, задается вопросом автор. Если нет, другие державы уже дожидаются своего часа.
В отличие от Римской империи, которая официально раскололась на Западную и Восточную, Западу раздел на две, три или четыре части еще только предстоит.
внезапно всё стало ясно как день. Оказалось, что части Западного мира, как его принято называть, почти ничем не связаны. Начало президентства Трампа в 2025 году выкристаллизовало тенденцию к расколу глобального западничества. Америка обращена внутрь себя, а оставшаяся без внимания Европа знает, что ее хрупкость и слабость выставлены напоказ.
Текущий конфликт между Европой и Америкой не сводится к взаимоисключающим подходам к российской спецоперации на Украине. И это не просто недопонимание из-за пошлин и торговых вопросов. Да, мы видим, что Америка настойчиво утверждает свои национальные интересы, но последняя стадия этой партии — не просто очередная версия привычной конкуренции держав.
Ставший достоянием общественности якобы секретный разговор высокопоставленных должностных лиц американской администрации в мессенджере Signal показал, что речь идет не просто о банальной “утечке”. Сама манера разговора и недвусмысленно выраженное участниками беседы отношение явственно указывали на то, что так называемый Запад (или, если угодно, западный альянс) лишился всякого содержания. Презрительный тон в адрес Европы и европейцев как таковых свидетельствует о серьезном культурном разрыве между континентами. часть европейской элиты, несомненно, питает те же чувства к “неотесанным” американским “мужланам” из администрации Трампа.
Трудно предсказать, как будет разворачиваться эта драма и скоро ли Запад дойдет до стадии развода. Должно быть, еще остались трезвые головы, и к тому же параллельно с геополитическим разрывом между континентами во всех частях западного мира развернулся коренной культурный конфликт. Однако исход столкновения между Европой и Америкой не будет определяться одними лишь главными действующими лицами. В игре мощные глобальные силы, усиливающие экономическое и политическое соперничество. Возникающие вследствие этого процесса стратегические корректировки возвещают новую эру прагматической политики — когда основные игроки всё менее склонны сдерживаться и всё охотнее демонстрируют военную мощь. И, разумеется, есть Китай, Россия и Индия, которые не упустят ни малейшей возможности, представившейся в результате внутризападного противостояния.
Речь идет не просто о размежевании США и Европы, но и о разрыве с действовавшими после Второй мировой войны соглашениями, заложившими саму основу для внутризападных отношений. НАТО уже давно дышит на ладан. И вот Вашингтон призвал прекратить попытки ее воскресить.
Важно отметить, что явное безразличие Трампа к судьбе НАТО и его нежелание воспринимать Европу как серьезного партнера назревали уже давно. Контуры текущей ситуации намечались еще при администрации Байдена непосредственно перед началом российской спецоперации на Украине в 2022 году.
За напряженные месяцы до ввода войск европейские лидеры были окончательно низведены до роли статистов. Главными игроками выступили США и Россия — или Байден и Путин. Именно они, а не лидеры Франции или Германии, вели дипломатические маневры. Поэтому, когда в феврале 2022 года Вашингтон в одностороннем порядке решил отправить в Польшу и Румынию дополнительные 3 000 военнослужащих, он даже не стал притворяться, что посоветовался с Европейским союзом.
Заголовок The New York Times от января 2022 года прекрасно уловил, что ЕС оказался не у дел: “США и Россия обсудят безопасность Европы, но без европейцев”. В самой статье говорилось:
“Непреложный факт заключается в том, что в понедельник, когда США и Россия сядут за стол переговоров в Женеве, чтобы обсудить Украину и европейскую безопасность, самих европейцев там не будет. И в среду, когда за стол переговоров с Россией сядет НАТО, Европейского союза как института там тоже не будет, хотя 21 европейская страна входит в обе организации”.
Кроме того, The New York Times сообщила, что двусторонние переговоры возродили “давние страхи, что две державы времен холодной войны возьмут и договорятся друг с другом, как прежде”. Бывший верховный дипломат ЕС Жозеп Боррель уже выражал тревогу насчет своеволия США и России. “Эпоха Ялты, когда великие державы встретились в 1945 году, чтобы разделить послевоенную Европу, давно закончилась, — сказал он. — Европейский союз не может оставаться пассивным наблюдателем, когда США, НАТО и Россия обсуждают европейскую безопасность”. Но когда на Украине вспыхнул конфликт, именно эта участь и была уготована Европе.
Сегодня ЕС не только не приглашают за кулисы, но и не зовут даже в качестве зрителя.
Бессилие европейских элит противостоять современным реалиям поистине прискорбно. Возьмите хотя бы прозвучавшее заявление на этой неделе бывшего премьер-министра Нидерландов, а ныне генерального секретаря НАТО Марка Рютте. Он хвастался перед аудиторией в Варшаве, что:
“Союзники по НАТО представляют половину мировой экономической и военной мощи. Два континента, 32 страны и один миллиард человек. вместе в НАТО Европа и Северная Америка непобедимы. Так было, и так и будет впредь. Поэтому миллиарду наших граждан я говорю: не сомневайтесь, трансатлантическая связь прочна как никогда. И да, мы сделаем НАТО как альянс сильнее, справедливее и смертоноснее. Вот как мы обеспечим нашу общую безопасность в мире, где угроз лишь прибавляется”.
Прочная трансатлантическая связь? Вы это серьезно?
Чересчур радужное заявление Рютте, достойное Панглоса, героя повести Вольтера “Кандид, или Оптимизм”, служит лишь печальным напоминанием о хроническом самообмане, которым страдают приземленные политические повелители ЕС. Это верный знак, что как минимум на европейском берегу Атлантики правящие элиты по-прежнему упрямо отрицают саму реальность и продолжают увиливать от того, чтобы подготовить свои страны к решению проблем, которые перед ними ставит сам новый миропорядок.