Все больше стран БРИКС ведут торговлю без участия американского доллара, пишет SCMP. Однако время для создания единой валюты пока не настало. Более реалистичный вариант – запуск цифровых валют центробанков.
Ориоль Каудевилья (Oriol Caudevilla)
- —Несмотря на обнадеживающие разговоры о создании единой валюты БРИКС, время для такого шага еще не настало.
- —Гораздо более реалистичный вариант – запуск цифровых валют центробанков всеми странами БРИКС и дальнейшая работа над их совместимостью. И в этом вопросе им может очень пригодиться опыт Гонконга.
Призыв Бразилии к созданию единой валюты БРИКС, прозвучавший на саммите в Йоханнесбурге в августе, повлек за собой новую волну дебатов касательно дедолларизации. Последние несколько лет все больше стран стараются вести торговлю в валютах, отличных от американского доллара.
В этом нет ничего нового. Обоснованность господства доллара все чаще подвергается сомнению – и в таких латиноамериканских странах, как Бразилия, и в государствах Юго-Восточной Азии, – начиная с 2008 году, когда мир охватил глобальный финансовый кризис. Однако эту тенденцию необходимо рассматривать в более широкой перспективе: согласно последним данным Международного валютного фонда, доллар по-прежнему доминирует в мировых валютных резервах, и в первом квартале текущего года его доля в них составила 59%.
Дедолларизация – это процесс уменьшения зависимости от доллара как резервной валюты, средства международных расчетов или расчетной денежной единицы в мировой экономике. Помимо тех масштабных последствий, которые это обстоятельство имеет для глобальных финансовых рынков и международной торговли, учитывая господство Соединенных Штатов в мировой экономической системе, оно также имеет важные политические последствия.
Некоторые страны стремятся провести дедолларизацию, чтобы диверсифицировать резервы своих центробанков: теоретически, уменьшив зависимость от доллара, они могли бы более эффективно управлять своими валютными рисками и иметь больше контроля над своей денежно-кредитной политикой. Однако другие страны, вероятно, руководствуются еще и политическими мотивами: снизив влияние доллара на экономику, они могут уменьшить свою зависимость от политики Соединенных Штатов.
Ранее в этом году президент Бразилии Луис Инасио Лула да Силва задался вопросом, «почему все страны должны основывать свою торговлю на долларе». На саммите БРИКС в Йоханнесбурге в августе Лула вновь призвал к созданию единой валюты для инвестиций и торговли между членами блока – Бразилией, Россией, Индией, Китаем и Южной Африкой, – назвав ее средством снижения их уязвимости перед колебаниями курса доллара.
Хотя Лула не уточнил, какой может быть эта общая валюта и как она может появиться, большинство экспертов сходятся во мнении, что варианты будут включать корзину валют стран БРИКС с использованием золота в качестве привязки для новой потенциальной валюты или цифровые валюты, будь то криптовалюта (например, стейблкоин) или даже единая цифровая валюта центробанков.