Если вам доводилось бывать в Германии вы наверняка обратили внимание на странные бетонные башни довольно хаотично разбросанные в промышленных районах например в Гиссене. Это не древнеарийские дольмены. Это память о войне — уникальные поверхностные бомбоубежища Винкеля. Никто и никогда более таких не строил.
Во время Второй Мировой Войны нацисты укрывались от воздушных налетов в специальных башнях, на возведение которых требовалось меньше средств, чем на рытье бункеров. Кроме того, башни представляли собой более эффективную защиту: бомбы скользили вниз по стенам башен и взрывали у хорошо укрепленного основания. В одной башне могло разместиться до 500 человек. Еще одним преимуществом башен являлось то, что с высоты полета их было почти невозможно обнаружить и, следовательно, произвести точный удар.
Прочность их конструкции феноменальна. Теоретически да и практически она позволяла выдержать прямое попадание бомбы и снарядов тяжелой артиллерии времен второй мировой войны . Этому помогала также и их форма, что позволяла отбросить бомбу вниз к сильно укрепленному основанию башни. Логика немецких инженеров была проста . Дешевле построить здание над поверхностью земли, чем копать бункер. Решение оказалось весьма эффективным, так как некоторые башни вмещали до 500 человек, а с воздуха были малозаметны и труднопоражаемы…
Время выявит и еще один защитный фактор башен Винкеля. При массированных воздушных налетах, когда в городе начинались массовые пожары, во многих подземных убежищах люди погибали от угарного газа, который, как известно, стелется понизу. Укрывшиеся в башнях Винкеля были защищены от этого ужаса.
Башни начали возводить в 1936 году и они быстро получили прозвища «окурки» и «сахарная голова» Однако официальным названием было Winkelturme (башни Винкеля) — по имени их автора архитектора Лео Винкеля-Дуйсбурга. Винкель запатентовал их дизайн в 1934 году.
Винкель сумел заинтересовать своей идеей Гитлера и получил госзаказ на строительство своих башен в промышленных районах для защиты персонала предприятий. В последующие годы в Германии были построены 98 Winkelturme пяти различных типов.
Башня Винкеля должна была шарнирно скрепляться с фундаментом в форме плиты, свободно лежащей на грунте. При близких взрывах любых бомб она могла качаться подобно трубе, и как раз именно это спасало ее от разрушения, а людей от гибели.
Разрез башни винкеля первого типа
Самая крупная башня на 500 человек. Для того чтобы башня могла вместить больше народа, внутри она имела спиральный пандус.
А это между прочим реклама…
На этажах большинства типов Winkelturme присутствовала простейшая мебель
Разумеется, имелись несколько запасных выходов.
Ручной ворот выхода. В. т.ч энергонезависимых…
Вскоре у Винкеля появился конкурент — инженер Пауль Цомбек, предложивший новый тип башни...
«Winkelturm в Штутгарте, типа 2, находится вблизи железнодорожного узла в Фейербахе. И хотя форма башни предполагала отклонение бомбы к усиленному основанию, Winkelturmе этого типа в Бремене получила прямое попадание бомбы в октябре 1944 года, которая взорвалась на крыше, правда башня выдержала и погибли только пять человек на верхнем ярусе.
Чаще несмотря на качественный фундамент башни просто падали на бок.
Но большая часть стоит в проектном положении и поныне.
Кроме конусообразных Winkelturme встречались призматические и даже грибообразные башни.
Некоторые башни имели плоскую кровлю служившую площадкой для зенитных орудий и прожекторов.
Поражение Германии, а самое главное появление ядерного оружия, сделала эти сооружения ненужными. Но снести их довольно дорого — цемента на них не жалели… Поэтому стоят Winkelturme по всей Германии и используются кто во что горазд.
Автобусная остановка
Эдакий детский грибочек…
Надо думать, что подобные сооружения были в то время весьма эффективны и практичны, а также быстровозводимы и недороги по сравнению с возведением подземных сооружений. В самом деле, нет никаких затрат на проведение трудоемких земляных работ, на вентиляцию и электроэнергию. Прямое попадание практически исключается, а толстые стены надежно защищают, находящихся внутри, от последствий взрывов даже мощных бомб.