Чт. Дек 26th, 2024

Cтроительство бункера и выживание

Того, кто не задумывается о далеких трудностях, поджидают близкие неприятности. /Конфуций/

Bloomberg: заявления Макрона об увеличении военной помощи Украине звучат неловко

Макрон любит внушать европейцам стремление к самостоятельности, в том числе в военной сфере, пишет автор статьи для Bloomberg. Несмотря на все призывы нарастить помощь Киеву, собственные заслуги Парижа весьма скромны. А большинство французов против отправки войск на Украину.

Аня Нуссбаум (Ania Nussbaum)

Враждебный новый мир, о котором Эммануэль Макрон неустанно предупреждает европейцев, еще только формируется, однако президент Франции не оставляет попыток убедить партнеров доверять его суждениям.

Беспрецедентный удар Ирана по Израилю в минувшие выходные стал еще одним мрачным свидетельством того, что Макрон верен в своей оценке проблем безопасности, вставших перед Европейским союзом. Французы поддержали Израиль в рамках международной миссии, сбившей бóльшую часть беспилотников и подчеркнувшей ключевую роль в военной стратегии блока.

Однако главная проблема для Макрона заключается в том, что до сих пор ему не удалось ни сплотить собственных избирателей, ни мобилизовать экономическую и военную мощь своей страны, поэтому его попытки подкрепить риторику жесткой силой, соразмерной возникшим угрозам, не всегда убедительны. Мало того — не забывайте его тягу к рискованным гамбитам, которые нервируют ключевых игроков как внутри страны, так и за рубежом.

По мнению профессора международных отношений из Парижа Фредерика Шарильона, во внешней политике Макрон как правило занимает здравую позицию. “Однако желание пустить пыль в глаза и произвести фурор может аукнуться”, — подчеркнул он.

Макрон на каждом этапе берет на себя инициативу и требует признания. “Европа задумалась о собственной обороне, — заявил он в четверг в ходе визита на пороховой завод в Дордони. — Это была настоящая революция последних лет, и продвигала ее именно Франция”.

Хотя Макрон, безусловно, горячо агитировал за увеличение военной помощи Украине, посыл французского президента временами звучит неловко, поскольку сам он непостижимым образом колеблется между ролью миротворца и подстрекателя.

Объекты макроновских увещеваний спешат возразить, что собственные заслуги Франции в этом отношении оставляют желать большего. А его тщательно выверенные тактические заявления в итоге нередко дают обратный эффект. Так, на прошлой неделе его администрация предприняла необычный шаг, возобновив после долгого перерыва телефонные контакты с Россией.

Последствия этого инцидента показывают, почему не только союзники, но даже некоторые французские силовики опасаются решительных действий Макрона. По словам двух осведомленных чиновников, выступавших на условиях анонимности, особое беспокойство вызывают надвигающаяся Олимпиада — при этом тревога усугубилось недавним терактом в московском “Крокус Сити Холле”.

Министр обороны Макрона позвонил российскому коллеге, чтобы поделиться разведданными об этом нападении — так, по крайней мере, гласит французская версия. Русские же парировали, что главной темой стал провал Стамбульских соглашений 2022 года и, косвенно, перспектива урегулирования украинского конфликта путем переговоров. Франция это категорически отрицает, и это противоречит ее официальной позиции.

Вскоре после успешной предотвращенной атаки по Израилю Макрон снова расписался в стремлении превратить символическое Лидерство в непреложный факт (вопреки всем сомнениям союзников). Французский лидер призвал этим летом к всемирному перемирию, которое совпадет с Олимпийскими играми в Париже.

Генеральная Ассамблея ООН принимает такую резолюцию в преддверии каждой олимпиады, но она редко соблюдается. Но Макрон настроен решительно, по словам человека из его окружения, который сказал, что президент намерен убедить своего китайского коллегу воспользоваться влиянием на Владимира Путина, чтобы олимпийское перемирие воплотилось в жизнь.

Однако попытки Макрона застать российского президента врасплох, и наоборот, скорее раздражают союзников. На встрече с европейскими лидерами в Версальском дворце он, как известно, отказался исключить отправку военного контингента на Украину, чтобы заставить Путина гадать. Однако в ответ немцы решительно отвергли эту перспективу и тем самым исключили малейшую двусмысленность.

Кроме того, стремлению Франции к военным лаврам мешают кадровые проблемы. Армия России насчитывает около 1,15 миллиона военнослужащих (это все население соседней Эстонии), а французская — всего 200 000. В прошлом году французская пехота недосчиталась 3 000 новобранцев из запланированных 16 000.

И при всех призывах Франции к союзникам нарастить помощь Украине, собственные заслуги Парижа на этом поприще весьма скромны, по данным Кильского института, отслеживающего помощь Киеву. Париж пообещал Киеву менее двух миллиардов евро поддержки — для сравнения, Германия выделила целых 22 миллиарда евро. Воинственная риторика Франции снискала горячую поддержку непосредственных соседей России, однако Берлин ее не одобряет — один чиновник даже назвал ее “галльской показухой”. Высокопоставленный представитель польского правительства высказался более лестно: мол, своими политическими усилиями Франция компенсирует недостаточный вклад на ниве боеприпасов.

В прошлом месяце министр обороны Макрона призвал оружейную промышленность нарастить Производство ради Украины, пригрозив реквизировать компании, которые, по его мнению, чересчур мешкают. Представителей отрасли столь резкая критика со стороны министерства обескуражила — они считают, что заводы и так уже работают на полную мощность.

Руководителей также тревожит, что на финансировании в итоге скажется ситуация с казной — как бы президент ни клялся уберечь военные бюджеты от сокращений.

Новые цифры французского бюджета грозят подорвать обещанные Макроном “военные усилия”. На прошлой неделе правительство заявило, что дефицит в этом году превысит ожидаемый уровень, в результате чего придется изыскать целых 10 миллиардов евро (11 миллиардов долларов) сверх уже объявленной суммы.

Еще опаснее то, что против военных действий настроено французское общественное мнение. После того, как Макрон поставил Украину во главу угла своей кампании по переизбранию на июньских выборах в ЕС и решительно раскритиковал свою заклятую противницу Марин Ле Пен за связи с президентом России, опросы показали, что большинство французов против отправки войск на Украину.

Усталость от конфликта очевидна: после ввода российских войск и непосредственно перед переизбранием Макрона Украину поддерживали 82% французов, сейчас эта цифра упала до 58%, по данным социолога Жана-Филиппа Дюбрюля из Французского института общественного мнения.

Самого французского лидера это не пугает. Чтобы привлечь внимание общественности, министерство обороны пригласило будущих госслужащих на военные сборы в реальных условиях.

Перспектива войны замаячила все ближе и для новобранцев. В ходе выступления в школе военно-морских офицеров два года назад глава ВМС Франции предупредил, что, в отличие от прошлого выпуска, нынешние курсанты наверняка “окажутся под огнем”. По словам участника событий, после этих слов по залу пробежал холодок.

Статья написана при участии Михаэля Нинабера и Натальи Оевской

от bunker

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*