В Европе до сих пор ежегодно продается на три миллиона меньше автомобилей, чем до пандемии, сообщает Bloomberg. Из-за снижения спроса на электромобили и усиления конкуренции со стороны США и Китая заводы вынуждены экономить и не работают на полную мощность. Это грозит закрытием все большего числа предприятий и потерей рабочих мест.
Ведущие автопроизводители не полностью используют производственные мощности ряда европейских предприятий.
Компания Volkswagen AG пригрозила сокращениями в Германии и впервые предупредила, что может закрыть заводы в стране. Такова суровая правда на анемичном автомобильном рынке Европы, где неизбежны новые закрытия предприятий.
В прошлом году почти треть заводов по производству пассажирских автомобилей из пятерки ведущих европейских автопроизводителей — BMW, Mercedes-Benz, Stellantis, Renault и Volkswagen AG — работала не на полную мощность. Они выпускали меньше половины от того количества машин, на которое рассчитаны их конвейеры. Об этом свидетельствуют цифры анализа Bloomberg News, изучавшего данные отраслевого журнала Just Auto. Если начнут закрываться предприятия, региону будет грозить продолжительный спад из-за отставания от конкурентов.
Ежегодные объемы продаж в Европе остаются неизменными — на три миллиона автомашин меньше, чем до пандемии. Заводские мощности недозагружены, и тысячи рабочих мест в связи с этим оказались под угрозой. Volkswagen во вторник отменил гарантии занятости в Германии, которыми рабочие пользовались на протяжении десятилетий. Неожиданное снижение спроса на электромобили и усиление конкуренции на ключевых экспортных рынках в США и Китае означает, что производителям надо искать возможности для экономии, чтобы сохранить свою конкурентоспособность. Когда кроссовер Model Y компании Tesla в прошлом году стал самой продаваемой машиной на континенте, китайские производители во главе с BYD Co. начали все активнее проникать в Европу.
«
Сегодня все больше автопроизводителей борется за куски маленького пирога, — сказал независимый аналитик авторынка из Гамбурга Матиас Шмидт (Matthias Schmidt). — Некоторые производственные предприятия определенно будут вынуждены уйти».
Угроза закрытия заводов в Европе в последние годы существенно усилилась, поскольку нехватка работников привела к увеличению стоимости рабочей силы, а затраты на энергию еще больше выросли из-за вооруженного конфликта на Украине. Если не удастся переломить ситуацию, европейской экономике будет нанесен мощный удар, ведь на долю автомобильной промышленности приходится более 7% ВВП Евросоюза, и там занято более 13 миллионов человек. Автосборочные заводы зачастую являются основой общества. Они обеспечивают работой бесчисленное множество местных компаний, начиная с поставщиков деталей для двигателей и заканчивая автотранспортными предприятиями и пекарнями, поставляющими продукцию в столовые для персонала.
Особенно тяжелая ситуация складывается в Германии, где автопроизводители и их поставщики страдают от перехода на электромобили после долгих лет благополучия, когда они лидировали в производстве качественных машин с двигателями внутреннего сгорания. BMW AG во вторник предупредила о снижении прибылей из-за проблем с тормозами на предприятиях Continental AG по изготовлению запчастей и комплектующих, и также из-за падения спроса в Китае. Спустя всего несколько часов Volkswagen AG подтвердила, что отменяет гарантии занятости в Германии, положив начало долгой битве с профсоюзами. На прошлой неделе компания почувствовала, что такое гнев рабочих, когда объявила о планах сокращения. Тысячи рабочих на крупнейшем в Европе заводе в Вольфсбурге заглушили своим криком выступавшее руководство. Оно жаловалось на снижение продаж, из-за которого два завода оказались лишними.
Автопредприятия в Европе испытывают «мощное давление, направленное на объединение производства», сказал отраслевой эксперт из консалтинговой компании Oliver Wyman Фабиан Брандт (Fabian Brandt). «Будет проведена оценка неэффективных заводов, будут закрываться другие предприятия», — добавил он.
загрузка производственных мощностей на автомобильном заводе должна быть такой, чтобы приносить Прибыль. Она может быть разной в зависимости от ряда факторов, в том числе, от того, какую продукцию они производят, и может ли руководство уменьшать смены, сокращать персонал и расходы, чтобы компенсировать производственные потери. Во время пандемии автопроизводители сокращали Издержки, чтобы уменьшить простои. Если предприятие использует меньше 50% своих мощностей, оно становится убыточным, сказал аналитик Майкл Дин (Michael Dean) из Bloomberg Intelligence.
Картина среди автопроизводителей неоднородная, а новые модели могут очень быстро загрузить завод. Mercedes-Benz Group AG, которая отстает от BMW по объемам продаж электромобилей из-за высоких цен и вызывающих споры проектных решений, готовится представить несколько новых моделей, чтобы подстегнуть Спрос. Этот изготовитель машин представительского класса заявил, что у него чрезвычайно гибкая глобальная производственная сеть, дающая определенные преимущества, а его рабочие как минимум до конца 2029 года защищены от вынужденных увольнений.
Volkswagen лучше других наращивает производство после пандемии, но из-за длительной экспансии, включая покупку компании Skoda в Чехии, Bentley в Британии и Lamborghini в Италии, у него самое большое количество предприятий в регионе. Два года назад этот изготовитель легендарного «Жука» рассказал о планах строительства нового завода в Германии по выпуску электромобилей стоимостью два миллиарда евро, заявив, что активнее всех в отрасли переходит на электрификацию машин. А в прошлом году Volkswagen положил данный проект на полку, потому что продажи начали падать. Два месяца назад компания заявила, что может столкнуться с необходимостью закрыть предприятие в Брюсселе из-за низкого спроса на производимую там электрическую модель Audi Q8 e-tron.
Сокращение производства электромобилей порождает цепную реакцию. Такие автопроизводители как Volkswagen и Volvo умерили свои амбиции в области электрификации, оставив поставщиков у разбитого корыта. Генеральный директор Stellantis Карлос Таварес (Carlos Tavares), любящий сокращать Издержки, оказался под мощным прессом, когда прибыли этого производителя «Пежо» и «Фиатов» в первой половине года резко упали. В США в бедственном положении оказалось предприятие по производству внедорожников Jeep, а Volkswagen и его немецкие коллеги по цеху сталкиваются с большими проблемами в Китае, где местные производители захватывают все новые позиции.
Renault в последние годы оптимизирует Производство. Ее руководитель Лука де Мео (Luca de Meo) говорит, что в этом месяце компания использует свои производственные мощности на 90% и нанимает персонал. В прошлом году Renault коренным образом пересмотрела свой модельный ряд, и это повлияло на объемы производства на некоторых заводах во Франции.
В закрытии предприятий в Европе нет ничего нового. Honda Motor Co. три года назад прекратила работу своего завода в английском Суиндоне; там были уволены около трех тысяч человек. Но обычно это крайнее средство в регионе, где профсоюзы и политики оказывают существенное влияние на принятие корпоративных решений.
План Volkswagen по закрытию заводов должен быть утвержден наблюдательным советом, где большинство мест принадлежит местным политикам и руководителям профсоюзов. Французское правительство, владеющее 15% акций Renault, запустило процесс преобразований в северном регионе, намереваясь превратить его в центр поставок аккумуляторов. В Италии Таварес обменивается ударами с Римом из-за планов по переносу производства за пределы страны — в те места, где оно будет обходиться дешевле. Компания Stellantis этим летом на несколько недель остановила выпуск электромобилей на заводе в Мирафиори после того, как в первой половине года производство машин там сократилось на 63%.
«
Автомобилестроители хотят закрыть некоторые предприятия, чтобы сократить Издержки и повысить конкурентоспособность, — сказал Шмидт. — Но проблема в том, как заручиться согласием профсоюзов».
Авторы статьи: Стефан Никола (Stefan Nicola), Альбертина Торсоли (Albertina Torsoli), Том Февре (Tom Fevrier), Деметриос Погкас (Demetrios Pogkas)