Пн. Май 20th, 2024

Cтроительство бункера и выживание

Того, кто не задумывается о далеких трудностях, поджидают близкие неприятности. /Конфуций/

В июне 1940 года 5-я танковая дивизия Вермахта оккупировала порт Брест. При отступлении британские войска разрушили большую часть портовых сооружений, и немцы срочно начали ремонтные работы.

Уже через два месяца первая из подводных лодок, U-65 под командованием капитан-лейтенанта Штокхаузена, вошла в Брест и встала на ремонт. В сентябре 1940 года брестский порт был полностью введен в эксплуатацию.



Почти немедленно начались приготовления к созданию боевой базы подводных лодок. Возведение крытых доков началось в январе 1941 года и продолжалось примерно девять месяцев. Строительство было возложено на Организацию Тодта — государственное строительное управление под руководством Фрица Тодта с привлечением фирм-субподрядчиков. Схема объекта предполагала расположение двух бункеров под общей крышей. В первом из них находилось пять «мокрых» доков длиной 115 м и шириной 17 м (от «А» до «Е»), на три лодки каждый; во втором было восемь сухих доков длиной 99 м и шириной 11 м, и еще два (длиной 114 м и шириной 13 м) (от № 1 до № 10), рассчитанных на одну лодку. Общая длина бункера составляла 333 м, ширина 192 м, высота 17 м, толщина крыши 6 м.
Акватория брестского порта была защищена молом (в виде стены), бункер разместили в восточном углу гавани, и мол продолжался с восточной стороны бункера. Передняя часть бункера, в которой располагались отдельные доки, имела прямой выход в гавань.


Параллельно задней части доков № 1-8 шел коридор, отделявший переднюю часть комплекса от задней. Фасады доков «А»-"Е" были значительно выдвинуты вперед, чем отличались от пронумерованных доков, таким образом между задней частью этих доков и коридором образовывалось дополнительное пространство, в котором за доками «А»-"Е" находились соответственно судовая ремонтная мастерская, механическая мастерская, торпедное хранилище, цех обслуживания торпед и дежурное помещение комплекса.
По северной стене коридора располагались, по направлению с востока на запад, оружейная мастерская, механическая мастерская, корабельная ремонтная мастерская, дизельный зал, электроремонтная мастерская, еще три механические мастерские и три судоремонтные мастерские, насосная и пожарная станция. Восточное окончание коридора вело к выходу наружу; с северной его стороны находилась главная котельная, обеспечивающая отопление комплекса, а к югу от входа для его защиты располагалась долговременная огневая точка.
Первые подводные лодки, прибывшие в Брест, входили в состав 1-й флотилии «Веддиген», которую перевели из Киля в июне 1941 года; через четыре месяца пришла 9-я флотилия. Первая запись в архивах об использовании доков внесена в сентябре 1941 года, окончательно комплекс достроили только к лету 1942 года.

1-я флотилия «Веддиген»
Планы перевооружения вынашивались и подготавливались Германией в обход Версальского договора еще во времена Веймарской республики — в 20-е годы. Это стало явным в 1935 году, через два года после прихода к власти Гитлера.
Первое соединение подлодок нацистской Германии, флотилия «Веддиген», было официально создано 27 сентября 1935 года и находилось под началом фрегаттен-капитана Карла Дёница, ставшего позднее командующим подводным флотом Германии, главнокомандующим ВМС, а после самоубийства Гитлера в 1945 году — последним фюрером рейха. Флотилию назвали в честь капитана-лейтенанта Отто Веддигена, который в сентябре 1914 года, командуя лодкой U-9, потопил британские крейсеры «Абукир», «Кресси» и «Хог».
В 1939 году флотилия, дислоцированная в Киле, была переименована в 1-ю флотилию подводных лодок. Первые лодки из ее состава были переброшены в Северное море накануне начала войны, где им удалось достигнуть некоторого успеха в действиях против конвоев в прибрежных водах Британии. Вместе с тем быстро стала понятна ограниченность лодок II серии на больших дистанциях, вследствие чего они стали заменяться на более крупные — VII серии.
После победы Вермахта в битве за Францию в 1940 году Кригсмарине получили доступ к французским портам на побережье Атлантики, что избавляло лодки от продолжительных и опасных вояжей вокруг Британских островов. В январе 1941 года во французских портах началось строительство мощных бетонных укрытий, а с июня 1941 года местом базирования 1-й флотилии сделался Брест в Бретани.
В организационном плане флотилия являлась основополагающим формированием Кригсмарине, однако лодки часто перебрасывались из одной флотилии в другую. Когда лодки 1-й флотилии отправлялись на задание, ими руководил FdU Запада из ставки в Париже, которую позднее перенесли в Анжер.
В составе 1-й флотилии действовали подводные лодки следующих типов:

  • IIB — 14 лодок;
  • IIC — 8 лодок;
  • IID — 13 лодок;
  • VIIB (с 1941 года) — 3 лодки;
  • VIIС (с 1941 года) — 91 лодка;
  • VIIС/41 (с 1941 года) — 2 лодки;
  • VIID (с 1941 года) — 1 лодка;
  • ХB (с 1941 года) — 2 лодки;
  • иностранные — UB, UD-1, UD-4.


9 флотилия
Первая боевая флотилия, сформированная после начала мирового конфликта, возникла осенью 1941 года. После окончания процесса организации соединения оно в начале 1942 года было переброшено в Брест, где ему предстояло сыграть свою роль в битве за Атлантику.
Брест служил одной из баз на территории Франции, где дислоцировались подлодки, и являлся «родным домом» для 1-й и 9-й флотилий. База была захвачена 5-й танковой дивизией в июне 1940 года, но планы ее использования для размещения подводных лодок пришлось отложить, так как при отступлении британцы привели в негодность большую часть инфраструктуры порта.
Немедленно начались срочные восстановительные работы, и уже через два месяца U-65 прибыла туда для ремонта. Однако ни для кого не мог оставаться тайной тот факт, что любые подлодки, дислоцированные в Бресте, будут уязвимыми перед воздушными налетами, и в январе 1941 года начался процесс сооружения мощных бетонных крытых доков, которые сделались неотъемлемой частью подобных баз.
Размах строительства не может не впечатлять. Каждый из пяти «сырых» крытых доков имел возможность принять до трех лодок. Были сооружены также десять «сухих» крытых доков, где представлялось возможным поставить по одной лодке для серьезного ремонта. Использование крытых доков субмаринами началось осенью 1941 года, хотя полностью объект был сдан летом 1942 года.
Брест стал третьей по значимости базой подлодок во Франции после Лорьяна и Сен-Назера. Вместе взятые, 1-я и 9-я флотилии совершили в период между 28 августа 1940 года и 4 сентября 1944 года 329 плаваний, но только редкие лодки потопили более трех кораблей, а подчас субмарина не возвращалась уже из первого боевого плавания.
Флотилия заплатила немалую цену за участие в битве за Атлантику: 54 из 84 ее лодок, принимавших участие в операциях, были уничтожены неприятелем — большинство из них вместе со всей командой.
Последней подлодкой, покинувшей Брест, стала U-256, возглавляемая командиром флотилии, корветтен-капитаном Генрихом Леманном-Вилленброком. Она ушла из порта 4 сентября 1944 года, достигнув 18 октября Бергена в Норвегии. Ввиду снижения активности Германии в подводной войне 1-я и 9-я флотилия подвергнулись расформированию. 21 сентября 1944 года Брест был взят американскими войсками.
В составе 9-й флотилии действовали подводные лодки следующих типов:

  • VIIС — 73 лодки;
  • VIIС/41 — 5 лодок;
  • VIID — 6 лодок.

После высадки в Нормандии в июне 1944 года союзные войска быстро продвигались, и возникла серьезная угроза для бункеров в Бресте. Последней отсюда 4 сентября вышла U-256 под командованием корветтен-капитана Генриха Леманна-Вилленброка.

от bunker

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*