Неприсоединившиеся демократии якобы предпочитают «разговаривать с обеими сторонами» конфликта на Украине, но экономические и политические стимулы побуждают многих из них склоняться к Москве, пишет Asia Times. Это относится к странам Африки, Азии и Латинской Америки.
Хосе Кабальеро (Jose Caballero)
После года боевых действий на Украине попытки достичь глобального консенсуса против России, похоже, зашли в тупик, и многие страны предпочли нейтралитет.
По некоторым данным, число стран, осуждающих Россию, сократилось. В частности, Ботсвана отошла от проукраинской позиции в сторону России, ЮАР — от нейтральной к пророссийской, а Колумбия — от осуждения России к нейтральной. К тому же все больше стран отказываются поддерживать Украину.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Большинство африканских стран, несмотря на призыв Африканского союза к Москве о «немедленном прекращении огня», сохраняют нейтралитет. Некоторые аналитики утверждают, что эта традиция левых режимов восходит еще к периоду холодной войны. Другие отмечают, что нынешняя позиция африканских стран продиктована давним вмешательством Запада в их дела, порой тайного, а порой и открытого.
Однако нежелание осуждать Россию одной Африкой не ограничивается. В феврале 2023 года большинство стран Латинской Америки поддержали резолюцию ООН с призывом к немедленному и безоговорочному выводу российских войск. Однако, даже поддержав несколько резолюций ООН в пользу Украины, та же Бразилия так и не осудила Россию напрямую.
Позиция Боливии, Кубы, Сальвадора и Венесуэлы в ООН отвела от России часть западных санкций. Кроме того, Бразилия, Аргентина и Чили наотрез отказались отправлять Украине военную технику, а Мексика усомнилась в решении Германии предоставить Украине танки.
Тот же раскол проявился и Азии. Япония и Южная Корея открыто осудили Россию, однако Ассоциация государств Юго-Восточной Азии так и не выступила с коллективным заявлением. Китай подходит к конфликту уклончиво, используя как стратегическое партнерство с Россией, так и растущее влияние в ООН. Будучи временным членом Совета Безопасности ООН, Индия последовательно воздерживалась при голосовании по вопросам, связанным с конфликтом.
Политика нейтралитета
На эту осторожность и нейтралитет наверняка повлияло движение неприсоединения времен холодной войны — развивающиеся страны видели в этом способ вести конфликт «на своих условиях» и тем самым приобрести некоторую внешнеполитическую автономию, оставаясь вне сфер влияния как СССР, так и Запада.
Исследования показали, что отказ других стран поддержать санкции ЕС может быть связан как со стремлением к независимости во внешней политике, так и с нежеланием ссориться с соседом.
Неприсоединение позволяет странам избежать усугубляющейся геополитической напряженности между Западом и Россией. Возможно, именно поэтому многие демократические страны придерживаются нейтралитета, предпочитая, как выразился президент ЮАР Сирил Рамафоса, «разговаривать с обеими сторонами».
Однако сказываются и определенные экономические и политические стимулы, которые убеждают некоторые страны не осуждать Россию.
Бразилия
С самого начала украинского конфликта Бразилия придерживалась позиции прагматичной, но двойственной. Во многом она связана с сельскохозяйственными и энергетическими потребностями Бразилии. Один из ведущих мировых производителей и экспортеров сельскохозяйственной продукции, Бразилия нуждается в большом количестве удобрений. В 2021 году стоимость импорта из России составила 5,58 миллиардов долларов, из которых 64% пришлось именно на удобрения. Импорт удобрений из России составляет 23% от общего объема в 40 миллионов тонн.
В феврале 2023 года было объявлено, что российский «Газпром» будет инвестировать в энергетический сектор Бразилии в рамках ширящихся отношений между двумя странами в энергетике. В будущем это может привести к тесному сотрудничеству в добыче и переработке нефти и газа, а также в развитии атомной энергетики.
Такое сотрудничество пойдет на пользу нефтяному сектору Бразилии, которую прочат в ведущие мировые экспортеры. К марту 2023 года российский экспорт дизеля в Бразилию достиг новых рекордов на фоне полного эмбарго ЕС на российские нефтепродукты. Повышенные поставки дизельного топлива смягчат и потенциальный дефицит, который грозит подорвать сельскохозяйственный сектор Бразилии.
Индия
Наблюдатели отмечают, что Россия и Индия придерживались схожих стратегических и политических взглядов даже после окончания холодной войны. В начале 2000-х Россия пыталась выстроить многополярную глобальную систему, и в контексте их стратегического партнерства это находило отклик у Индии с ее настороженностью к США.
Россия также поддержала Индию в программе создания ядерного оружия и попытках стать постоянным членом Совета Безопасности ООН. Россия остается ключевым игроком в торговле оружием с Индией — на нее пришлось 65% импорта в период с 1992 по 2021 год. А с начала конфликта она стала еще и важным поставщиком нефти по сниженным ценам. Закупки подскочили примерно с 50 000 баррелей в сутки в 2021 году до примерно миллиона к июню 2022 года.
Южная Африка
Накануне годовщины боевых действий на Украине ЮАР провела совместные военно-морские учения с Россией и Китаем. С точки зрения Южной Африки это в первую очередь укрепление безопасности за счет наращивания военно-морского потенциала, поскольку ее собственный флот перегружен на фоне недостаточного финансирования. В более широком смысле нейтральная позиция Южной Африки обусловлена торговыми стимулами.
Россия — крупнейший экспортер вооружений в Африку. При этом она поставляет континенту ядерную энергию и, что особенно важно, на нее приходится 30% поставок зерна, включая пшеницу. При этом 70% всего российского экспорта сосредоточено в четырех странах, включая как раз ЮАР.
В январе 2023 года Россия была одним из крупнейших поставщиков азотных удобрений в ЮАР, важнейшей подкормки для пастбищ и сельскохозяйственных культур. Кроме того, среди основных статей импорта из России — угольные брикеты, которые используются как топливо в целом ряде отраслей, включая пищевую промышленность. Учитывая уровень продовольственной нестабильности в стране, обе эти статьи импорта имеют решающее значение для ее социально-политической и экономической стабильности.
Конфликт на Украине показал, что неприсоединение по-прежнему остается популярным вариантом — при всех призывах поддержать демократию в беде. Этот подход долгое время был стержневым элементом политического самосознания в странах вроде Индии. В других странах, таких как Бразилия, несмотря на явные сдвиги при прошлом президенте Жаире Болсонару, невмешательство также остается ключевым элементом ее политической традиции.
И все же из-за дальнейшего обострения конфликта интересов нейтралитет может превратиться в замысловатую эквилибристику — поскольку именно Запад предоставляет многим неприсоединившимся странам прямые инвестиции, а также оказывает поддержку в развитии и гуманитарную помощь.
Хосе Кабальеро — старший экономист Центра мировой конкурентоспособности при Международном институте развития менеджмента