В Киеве признали потерю первого F-16, пишет Asia Times. Сначала многие предположили, что самолет был уничтожен на базе российским обстрелом. Но в Киеве выдвинули свою — более героическую — версию. Автор статьи предупреждает: реальность может оказаться намного мрачнее.
Украина потеряла свой первый F-16 в ходе боевой операции: самолет был уничтожен, а пилот погиб. Это официально подтвердили ВСУ Украины, однако где именно и при каких обстоятельствах упал истребитель, остается неясным.
Уничтоженный F-16 представлял собой раннюю модель четвертого поколения, модернизированную перед поставкой на Украину. Эта модель способна нести современные ракеты класса «воздух-воздух» для самозащиты и может доставлять крылатые ракеты, планирующие бомбы и другое вооружение.
350-е авиакрыло, ведущее подразделение ВВС США для радиоэлектронной борьбы, модернизировало программное обеспечение поставленных Нидерландами F-16 специально для борьбы с российскими средствами подавления.
Кроме того, самолет оснащен улучшенным радаром (AN/APG-66), а его системы были адаптированы для новейших видов оружия. Украина заявила, что F-16 уже сбили несколько российских крылатых ракет.
Поскольку на Украину было поставлено совсем немного F-16, ВВС страны пока не пытались вступить в прямой бой с российскими истребителями или бомбардировщиками. Украинцы также не использовали F-16 вблизи линии фронта, где действуют российские системы ПВО.
В будущем, с увеличением поставок, это может измениться, хотя квалифицированных летчиков не хватает. За штурвалом разбившегося F-16 находился подполковник Алексей Месь. Он был опытным пилотом и одним из первых украинцев, прошедших обучение на F-16.
По первым репортажам выходило, что пилот погиб в результате авиаудара по украинской авиабазе. Но теперь украинские ВВС сообщают, что самолет был уничтожен в боевых условиях.
Вот как об этом написал российский блогер Рыбарь:
«
Вышло на связь и Воздушное командование ВСУ, выложившее официальный некролог по пилоту F-16 Алексею Месю. Если верить тексту, управляемый им истребитель вел охоту на российские крылатые ракеты и дроны-камикадзе во время массированного ракетного удара 26 августа, якобы он сбил три крылатых ракеты и один БПЛА, однако погиб сам. Подобная формулировка намекает, что F-16 или был сбит огнем собственной ПВО, которая также вела огонь по ракетам и дронам, или его истребитель врезался в одну из воздушных целей, кстати такой прецедент в ВВС Украины уже был — в декабре 2022 года МиГ-29, ведя охоту за „Геранью“, проиграл и разбился об обломки дрона».
Мы не знаем, был ли F-16 сбит российской ракетой — и если да, то какого типа. F-16 предположительно действовал вблизи аэродрома в Ивано-Франковске на западе Украины, вдали от зоны действия российских наземных систем ПВО. Ожидается, что данный аэродром станет одной из многочисленных баз для украинских F-16. вероятно, его прикрывали и украинские ПВО.
Гибель пилота говорит о том, что если его самолет был поражен ракетой, то его система предупреждения не сработала вовремя. Украинские F-16 оборудованы автоматами сброса средств противодействия, встроенными в пилоне PIDS+.
Предполагается, что эта система обеспечивает почти сферическое покрытие. При обнаружении ракетной угрозы самолет может предпринять определенные контрмеры, а пилот — маневрировать, чтобы избежать угроз. В данном случае мы просто не знаем, что именно произошло: получил ли пилот предупреждение, и если да, то среагировала ли система PIDS+ — и было ли у него время среагировать?
И если F-16 сбила ракета, то что если она была украинской? ПВО Украины представляет собой «сборную солянку» из западных и российских средств. Самые совершенные из них — системы стран НАТО (Patriot, IRIS-T, HAWK-I и NASAMS). Российские системы на вооружении ВСУ представлены комплексами «Бук-M1», «Стрела-10», «Оса», С-300, С-125 и «Панцирь-С1».
системы ПРО и самолеты НАТО оснащены устройствами IFF — или опознавания «свой-чужой». Наземное подразделение запрашивает у самолета определенный идентификационный код. Обмен сигналами между самолетом и системой ПВО проходит несколько этапов, зашифрованных во избежание электронных контрмер и ложных сигналов.
Самолеты НАТО используют транспондеры Mode 4 или Mode 5, предназначенные только для военного использования. Криптосистема Mode 5 имеет различные добавочные модули (например, для Raytheon, General Dynamics, Leonardo), но предположительно они совместимы.