Пока Запад занят отражением атак хуситов, на горизонте появилась новая угроза, сообщает Al Arabiya. Подзабытые мировой общественностью сомалийские пираты вернулись на морские просторы. Международная морская организация бьет тревогу.
Сомалийские пираты снова перешли в наступление. В последние месяцы резко участились акты пиратства в странах Африканского рога, что повышает риск для грузовых судов и усиливает опасения правительственных войск и частных сил безопасности, которые уже ведут сражение в Красном море с повстанцами-хуситами.
По данным независимого аналитического центра — Королевского объединенного института оборонных исследований (RUSI), за последние три месяца в регионе Африканского рога было совершено больше актов пиратства, чем когда-либо за последние шесть лет. Это объясняется высоким уровнем выкупа, требуемого за моряков и корабли. Кроме того, пираты похищают и пассажиров судов.
Пиратство у берегов Сомали в последние годы сократилось после своего пика в 2011 году, когда сомалийские пираты совершили 212 нападений. Совбез ООН принял 7 резолюций, направленных против сомалийского пиратства в период с декабря 2010 по март 2022 года, разрешив иностранным военно-морским и военно-воздушным силам входить в сомалийские воды и патрулировать их. Совбез ООН также санкционировал операцию военно-морских сил ЕС «Аталанта», которая проводится в рамках миссии под руководством США с использованием силы и всех необходимых средств для подавления вооруженного разбоя в море.
исследование, проведенное Всемирным банком в 2013 году, которое по-прежнему широко цитируется сегодня, оценивает, что пиратство обходится мировой экономике примерно в 18 миллиардов долларов в год, сообщает телеканал CNBC.
По данным Совбеза ООН, срок действия антипиратских мер по обеспечению свободы судоходства у берегов Сомали истек после их последнего продления на 3 месяца 3 декабря 2021 года.
Как отметил Дэн Мюллер (Dan Mueller), старший аналитик Ambrey Maritime Security по Ближнему Востоку, с ноября прошлого года коммерческие суда стали объектом примерно 20% инцидентов, связанных с сомалийским пиратством. А 14 декабря Международная палата судоходства сообщила об угоне грузового судна MV Ruen — первом успешном захвате судна у берегов Сомали с 2017 года. Пираты также нападали на рыбаков, в основном иранских, а также на многие другие суда и небольшие плавсредства вроде катеров.
Океанское пиратство растет по всему миру
Данные за 2023 год свидетельствуют о росте пиратства на ключевых мировых морских путях.
Согласно ежегодному отчету о пиратстве и вооруженном разбое Международного морского бюро Международной торговой палаты, в 2023 году было зарегистрировано 120 случаев морского пиратства и вооруженного разбоя против судов по сравнению со 115 инцидентами в 2022 году. Международное морское бюро также выявило растущие угрозы безопасности экипажей: число экипажей, удерживаемых в заложниках, выросло с 41 до 73 в 2023 году, а число похищений экипажей — с двух до четырнадцати.
Представитель Международной морской организации (ИМО) заявил CNBC: «Весь мир зависит от международного судоходства и моряков, поэтому суда и грузы должны быть защищены от нападений. Безопасность моряков имеет первостепенное работу в чрезвычайно суровых условиях».
ИМО заявила, что она очень тесно сотрудничает со странами региона в рамках Джибутийского кодекса поведения, чтобы решить проблему пиратства и избежать любой эскалации, путем наращивания потенциала, разработки национального законодательства, обмена информацией и региональной координации.