Достоевский стал звездой соцсетей, пишет Guardian. Его повесть «Белые ночи» взорвала TikTok и Instagram*: история главного героя произведения оказалась неожиданно близка людям всего мира. Автор статьи рассказывает, как произведение великого русского писателя взорвало Интернет.
Имоджен Уэст-Найтс (Imogen West-Knights)
Сложно себе представить, чтобы повесть Достоевского «Белые ночи», написанная в 1848 году, могла обрести какую-то бешеную популярность. И всё же, история о безнадежной влюбленности стала вдруг фаворитом среди пользователей TikTok и Instagram*
Стоит только какой-нибудь вещи обрести популярность в TikTok’е, как ее начинают раскупать с неимоверной скоростью – будут брать всё, начиная от косметики до простых огурцов, которые стали, кстати, одним из самых популярных товаров компании Deliveroo вскоре после того, как в начале нынешнего года появилось вирусное видео, где предлагались рецепты «огуречного парня» Логана Моффита (Logan Moffitt). И книги здесь не исключение: скажем, такие авторы, как Коллин Хувер (Colleen Hoover) и Сара Дж. Маас (Sarah J Maas) должны благодарить за свой фантастический успех сообщество под названием BookTok. Теперь к ним присоединился Фёдор Достоевский – такого поворота никто не ожидал.
В 2024 году «Белые ночи» Достоевского – маленькая книжка в темной обложке, выпущенная издательством Penguin Classics, – заняла в Великобритании четвертое место по продажам среди переводных литературных произведений. «один наш сотрудник, который работает здесь лет 25, предложил, давайте продадим что-нибудь необычное, — сообщила мне продавец ливерпульского магазина Pritchards Эми Райт (Amy Wright). – Ведь за последние два года определенно мы видим всплеск покупательского интереса».
Повесть «Белые ночи» знаменитого русского писателя XIX века стала «необыкновенным явлением», заявил генеральный директор лондонского книжного магазина Hatchards на Пикадилли Фрэнсис Клевердон (Francis Cleverdon): «За последний год мы продали 190 экземпляров этой небольшой книги в мягкой обложке».
«
Белые ночи» продаются на BookTok и его Instagram*-аналоге Bookstagram, начиная примерно, с декабря прошлого года. Если в поисковике забить название этого произведения, написанного Достоевским в 1848 году, вы увидите сразу на нескольких страницах рецензии, цитаты и мрачноватые снимки вместе с чашкой кофе. На Spotify появились плейлисты "White Nights под музыку Чайковского и Шостаковича. Пользователи социальных сетей со всего мира воспевают трогательную историю любви, которая описана в книге, и сокрушаются от того, что она разбила им сердца. «Ведь каждому хочется влюбиться по уши. И вот он читает “Белые ночи” Достоевского», — говорится в одном вирусном твите.
Есть определенный тип книг, которые обычно становятся популярными в TikTok: успехом пользуются романтические повести, наряду с подростковой литературой и фэнтези – в основном все эти издания выходили совсем недавно. Так почему же малоизвестная до нынешнего момента русская повесть, написанная более 150 назад, вдруг привлекла к себе внимание читателей?
здесь есть одна важная причина успеха: в книге всего 80 страниц. «“Белые ночи” привлекли мое внимание отчасти из-за ее небольшого объема», — поделилась со мной жительница Лондона Элли Хоулетт (Ellie Howlett), которая рецензирует книги на TikTok под ником @ellisrubyreads. На платформе BookTok зачастую именно книга небольшого формата становится привлекательной, ведь она позволяет читателю, сделав лишь маленький шажок, выполнить свой годовой план по чтению, поскольку многие пользователи BookTok ставят перед собой задачу прочитать за год определенное количество книг, используя такие отслеживающие платформы, как Goodreads. Благодаря своему небольшому объему, «Белые ночи» позволяют легко погрузиться в несколько пугающую пучину классической русской литературы.
Но, помимо прочего, причина, по которой эта книга нашла в этом году отклик у такого количества новых читателей, связана с самой фабулой повести.