Украину ждет трудный год, пишет NYT. Американское финансирование не поможет ВСУ решить проблему личного состава. Кроме того, перед Киевом остро стоит вопрос эффективного управления войсками и построения обороны. В ближайшее время многое решится, говорится в статье.
На прошлой неделе российская армия открыла новый фронт в ходе своей военной операции на Украине.
Начав наступление в Харьковской области, российские войска быстро продвинулись на несколько километров, сумев снова занять несколько сел, которые были освобождены ВСУ в ходе успешного наступления в сентябре 2022 года. Русские пока не добрались до главной оборонительной линии к востоку от Харькова, которую удерживают бригады, лучше оснащенные и более опытные по сравнению с теми, что находятся ближе к границе. Но обстановка серьезная.
Создав угрозу второму по величине городу Украины, Россия надеется сковать на этом участке украинские силы и средства, из-за чего в других местах фронт обнажится. Ближайшая задача Украины — стабилизировать линию фронта и не допустить крупного российского прорыва. Она в состоянии это сделать. Но ВСУ сталкиваются с серьезными проблемами, которые накапливаются с прошлого года, и быстро их решить не удастся. Хотя конгресс недавно утвердил закондолларов, ситуация наверняка ухудшится, и лишь позже пойдет на улучшение.
Цель русских не в том, чтобы взять Харьков. Они хотят создать угрозу городу, продвигаясь в его направлении и угрожая ему артиллерией. России не хватит сил для наступления на сам город, но своей операцией она хочет создать дилемму. Украинские войска уже довольно сильно растянуты. Направив резервы и лучшие силы на оборону Харькова, Украина ослабит другие участки фронта. Россия же по-прежнему нацелена на овладение всей территорией Донецкой области на востоке Украины, стремясь взять под свой контроль находящиеся там транспортные узлы и населенные пункты.
В последние дни украинское военное командование уже начало перебрасывать некоторые части из Донецкой области в Харьковскую. Похоже, что для усиления других участков фронта Украина направит туда отдельные батальоны. В результате украинские силы в Донецкой области будут еще более уязвимы, если Россия введет на этом направлении резервы. Российские войска усиливают натиск под Купянском к востоку от Харькова, а также в южной Запорожской области. Возможны вторжения и рейды российских подразделений на границе в Сумской и Черниговской областях.
Россия перешла в наступление в трудный момент для Украины. С осени прошлого года эта страна сталкивается с тремя взаимосвязанными проблемами. Это нехватка боеприпасов, живой силы и фортификационных сооружений. Весной Украина добилась определенных успехов в совершенствовании оборонительных укреплений, а пакет помощи из США поможет решить проблему с боеприпасами. Но личного состава в украинской армии становится все меньше, особенно там, где он важнее всего: в пехоте.
Украинское контрнаступление выдохлось прошлым летом главным образом из-за убыли пехоты. Киеву не удается возместить понесенные потери. На практике это означает, что в окопах сидит меньше солдат, а пехоты совершенно недостаточно для регулярной смены войск, из-за чего ей со временем грозит переутомление. Это также оказывает пагубное воздействие на других, так как желающих пойти в армию добровольно становится все меньше. Многие украинские бригады недоукомплектованы личным составом, и там немало людей, которым за сорок.
Надо внести ясность. Мужчины на Украине есть. Сложившаяся ситуация — это следствие политических решений, неустойчивой системы мобилизации и многомесячной неуступчивости политиков, которые лишь недавно согласились принять серию законов о мобилизации. Цель таких законов — расширить мобилизационный резерв за счет снижения призывного возраста, наказать пытающихся уклониться от службы, дать возможность служить некоторым категориям осужденных и создать стимулы для добровольцев. Может быть, благодаря этим законам удастся решить проблему с личным составом на Украине, но многое будет зависеть от их применения. В любом случае, на исправление положения уйдут месяцы.