И без того сложные российско-японские отношения продолжают ухудшаться из-за конфликта на Украине, пишет RS. Несмотря на это, у Токио есть повод искать пути сотрудничества с Москвой, которые отвечают его национальным интересам.
В условиях, когда военный конфликт на Украине идет уже третий год, российско-японские отношения продолжают ухудшаться даже по сравнению с тем уровнем, который существовал до начала российской военной спецоперации в 2022 году.
Вообще отношения между двумя странами никогда не были гладкими. Они были затруднены после Второй мировой войны из-за неспособности заключить договор, формально прекращающий военные действия между ними, а также из-за разногласий, возникших в результате старого территориального спора, связанного с цепью тихоокеанских островов, известных в Японии как Северные территории, а в России как Южные Курилы.
Еще до украинского конфликта Токио жаловался на увеличение российского военного присутствия на этих островах.
Несмотря на эти затяжные споры и разногласия, существующие после Второй мировой войны, Синдзо Абэ, который занимал пост премьер-министра с 2012 по 2020 год, способствовал укреплению более теплых отношений с Москвой, пытаясь привлечь Россию в качестве буфера против Китая, самой большой угрозы безопасности Японии. По данным ТАСС, Путин и Абэ встречались лично более 25 раз и провели около десяти телефонных разговоров. Последняя их встреча состоялась осенью 2019 года, а последний телефонный разговор — 31 августа 2020 года, когда Путин позвонил Абэ.
Краеугольным камнем отношений Путина и Абэ было взаимное личное уважение, а также обоюдная заинтересованность в расширении торговли, в частности, для удовлетворения потребностей Японии в сырьевых товарах. Абэ также рассматривал Россию как потенциальный буфер против все более враждебного Китая.
В 2013 году товарооборот России и Японии приблизился к рекордной отметке в 34,8 миллиарда долларов и оставался высоким на протяжении всего десятилетия, несмотря на колебания цен на нефть. Еще в 2021 году двусторонний торговый оборот превышал 20 миллиардов долларов, из которых 45% составлял экспорт российских энергоресурсов в Японию.
После начала спецоперации России на Украине в феврале 2022 года Токио лишил ее статуса режима наибольшего благоприятствования в рамках серии экономических санкций, направленных против президента России и российского центрального банка, включая замораживание его активов. По данным The Japan Times: «Без статуса наибольшего благоприятствования в соответствии с правилами Всемирной торговой организации… тарифы, взимаемые на импортируемый из России лосось, были повышены до 5% с 3,5%, а на крабов — с 4% до 6%. В результате этих санкций и санкций, связанных с топливом, общий объем торговли в 2023 году составил всего 10 миллиардов долларов».
Основными факторами сокращения товарооборота стали снижение импорта российского угля на 67,1%, а также падение поставок автомобилей в Россию на 44,9% и японских запчастей и комплектующих на 32,5% на фоне санкций против Москвы. Однако энергетические ресурсы и транспортные средства по-прежнему составляют более 69% общего товарооборота.
Несмотря на снижение объема двусторонней торговли, в февральском отчете JETRO, японской государственной организации по развитию внешней торговли, утверждается, что до 2022 года в России действовали 156 японских компаний и экономических субъектов, и 35% из них сообщили, что продолжают вести бизнес без каких-либо изменений.
За последние два года вплоть до осени 2023 года вклад Японии в Украину в размере 12,1 миллиарда долларов состоял в основном из финансовой и гуманитарной помощи. Ее поставки Киеву военной техники ограничивались нелетальным снаряжением. Однако в декабре прошлого года Москва гневно отреагировала, когда Япония заявила, что готова поставлять в США производимые по лицензии ракеты ПВО «Патриот» после пересмотра своих принципов экспорта вооружений. Это представляет собой первое крупное изменение подобных экспортных ограничений, предпринятых Токио за девять лет. Хотя новый экспортный контроль Японии по-прежнему не позволяет ей поставлять оружие в страны, находящиеся в состоянии войны, он может «косвенно принести пользу Украине в ее конфликте с Россией, поскольку дает Соединенным Штатам дополнительные возможности для оказания военной помощи Киеву».
Дипломатические отношения между двумя странами в последнее время также приобрели более конфронтационный характер.
Газета The Moscow Times* сообщает, что президент России Дмитрий Медведев 20 февраля «обрушился на премьер-министра Японии после того, как тот заявил, что его правительство по-прежнему привержено подписанию мирного договора с Москвой для разрешения территориального спора по поводу цепи островов, на которую претендует Токио». Премьер-министр Японии Фумио Кисида ранее в тот же день заявил в политической речи перед парламентом, что Токио «по-прежнему полностью привержен» переговорам относительно того, что Япония называет Северными территориями, и подписанию соглашения, официально завершающего Вторую мировую войну. Кисида также заявил, что поддержка его правительством Украины и санкций против России «будет непоколебимой».
Медведев ответил с сети X: "Нам плевать на «чувства японцев» по поводу так называемых «северных территорий». И добавил: «Это не какие-то там „спорные территории“, а Россия». Такие высказывания Медведева дополнительно и твердо свидетельствует о позиции российского правительства в отношении Японии как «недружественной» страны.
Япония также предприняла экономические инициативы по восстановлению Украины, которые не нравятся Москве. В середине февраля правительство Японии провело японско-украинскую конференцию по содействию экономическому росту и реконструкции Украины. Конференцию, организованную правительствами Японии и Украины, а также японскими бизнес-организациями и JETRO, можно рассматривать как индикатор геополитических приоритетов Японии в поддержку статуса-кво в Европе.
Более того, усилия Японии по обеспечению себе лидерства в восстановлении Украины ясно указывают на то, что ее приоритеты связаны с Соединенными Штатами и Европейским Союзом.
По данным Министерства иностранных дел Японии, японские и украинские правительственные учреждения и компании подписали в ходе конференции более 50 сделок. Япония пообещала выделить 105 миллионов долларов в виде новой помощи Украине для финансирования разминирования и других срочно необходимых проектов реконструкции в энергетическом и транспортном секторах. А президент Кисида также объявил об открытии нового офиса JETRO в Киеве.
После начала военной спецоперации России на Украине ее военное сотрудничество с Китаем усилилось. Япония рассматривает их растущее военное взаимодействие как беспрецедентную угрозу, поскольку она может оказаться в изоляции в регионе. В результате Токио продолжает пытаться демонстрировать свою приверженность статусу-кво с точки зрения поддержки международного суверенитета, закона и порядка. Хотя японские элиты хотели бы сохранить стабильность, обеспечиваемую ее военным альянсом времен холодной войны с Соединенными Штатами и Южной Кореей, они понимают, что США, возможно, больше не разделяют с Токио полностью его интересы в регионе.
Более того, отношения Японии с Южной Кореей испорчены и временами могут сделать альянс с Соединенными Штатами неэффективным. Это требует от Японии продолжать искать пути сотрудничества с Россией, которые отвечают ее собственным национальным интересам. Хотя времена администрации Абэ и знаменовали пик японско-российских отношений и такой их уровень в краткосрочной перспективе вряд ли может быть восстановлен (особенно пока Россия все еще находится в состоянии военного конфликта с Украиной), развитие дружественных, хотя пусть и не теплых связей через деловые, культурные и другие неправительственные каналы находится в интересах обоих государств. Японские компании по-прежнему разделяют желание возобновить деловую активность в России и инвестировать в нее после окончания конфликта на Украине. В апреле 2022 года между двумя странами были завершены переговоры о промысле лосося и форели, и в будущем могут быть заключены другие потенциальные соглашения о рыболовстве.
Кроме того, в январе 2024 года количество россиян, посетивших Японию, увеличилось вдвое по сравнению с январем 2023 года. Это лишь две сферы позитивного взаимодействия между двумя странами. Однако здесь потребуется значительная мера сдержанности, поскольку затяжной украинский конфликт может подорвать возможности прогресса даже в этих областях.
* издание выполняет в РФ функции иностранного агента, прим. ред.
Автор: Майкл Корбин (Michael Korbin)