В США идет расследование в отношении сотрудника сената Кайла Паркера из-за частых поездок на Украину и передачи ВСУ снаряжения на 30 тысяч долларов, пишет NYT. В Вашингтоне не исключают, что Паркер стал «объектом разработки иностранной спецслужбы».
Лара Джейкс (Lara Jakes), Джастин Шек (Justin Scheck), Томас Гиббонс-Нефф (Thomas Gibbons-Neff)
Кайл Паркер заявляет, что доставлял снайперское снаряжение, потому что открыто поддерживает Украину. Следователи говорят, что у контрразведки могут возникнуть вопросы.
Высокопоставленный штатный сотрудник с Капитолийского холма, издавна занимающийся политикой в отношении России, попал под следствие конгресса из-за своих частых поездок на Украину и передачи ее военным снайперского снаряжения на 30 000 долларов.
Этот сотрудник по имени Кайл Паркер (Kyle Parker) является старшим сенатским советником американской Комиссии по безопасности и сотрудничеству в Европе, известной также под названием Хельсинкская комиссия. Ее возглавляют члены конгресса, а в ее штате работают помощники из конгресса. Это влиятельный орган в вопросах демократии и безопасности, который активно поддерживает Украину.
Директор и главный юрисконсульт комиссии подготовили конфиденциальный доклад, с которым удалось ознакомиться репортерам «Нью-Йорк таймс». В нем говорится, что из-за передачи оборудования Украине Паркера могут посчитать незарегистрированным иностранным агентом. Авторы доклада отмечают, что Паркер ездил в камуфляжной форме с украинскими знаками различия на линию фронта и нанял для работы украинского официального представителя вопреки возражениям членов комитетов конгресса по этике и безопасности.
В связи с этим нельзя исключать, что этот человек «осознанно или невольно стал объектом разработки иностранной спецслужбы, которая его эксплуатировала». В докладе говорится об «определенных контрразведывательных вопросах», которые должно рассмотреть ФБР.
Представитель Паркера заявил, что тот не сделал ничего дурного. По его словам, Паркер стал жертвой «кампании возмездия», потому что обвинял авторов доклада в правонарушениях.
Данный доклад так сильно встревожил председателя комиссии члена палаты представителей от Республиканской партии Джо Уилсона (Joe Wilson), что он порекомендовал уволить Паркера в интересах защиты национальной безопасности, о чем говорится в документах. Уилсон сослался на «серьезные неподобающие действия со стороны украинцев и прочих иностранцев».
«
Я настоятельно рекомендую вам немедленно отправить его в отставку или отстранить от должности», — написал он 1 ноября в письме на имя сопредседателя комиссии сенатора-демократа из Мэриленда Бенджамина Кардина (Benjamin L. Cardin). Представитель Паркера заявил, что никто не предлагал ему уйти в отставку, а у него самого таких планов нет.
Паркер продолжает работать в комиссии, ожидая результатов расследования своего поведения. Расследование проводится на основании обвинений из доклада, а также обвинений Паркера в адрес исполнительного директора Хельсинкской комиссии Стивена Шрейга (Steven Schrage) и юрисконсульта Майкла Джеффроя (Michael Geffroy), которые составили данный доклад.
Расследование проводит сторонняя юридическая Фирмалица, попросившие об анонимности, так как следствие пока не закончено. Непонятно, сообщил ли конгресс о рекомендациях из доклада в ФБР.
Это расследование расстроило работу Хельсинкской комиссии, и случилось это в опасный момент для Украины и для ее отношений с конгрессом. Эта страна сталкивается с неудачами в вооруженном конфликте с Россией и отчаянно нуждается в финансовых средствах и оружии. Республиканцы между тем грозят заблокировать пакет дополнительной помощи на 60 миллиардов долларов.
Уилсон в своем письме предупредил, что скандал внутри комиссии может «поставить под угрозу будущую помощь Украине».
Хельсинкская комиссия — это ключевая организация, выступающая в защиту Украины, как на Капитолийском холме, так и в Европе. Паркер очень давно работает в ее составе. Во внешнеполитических кругах он известен как главный инициатор закона от 2012 года о защите прав человека, известного как закон
В докладе говорится, что Паркер, будучи страстным сторонником Украины, перешел этические и правовые границы. Не исключено, что он, будучи американским государственным служащим, работал в качестве агента Украины.Паркер через своего представителя опроверг эти утверждения.
Представители Кардина и Уилсона передали вопросы в кадровое управление палаты представителей, которое не ответило на них.
Паркер — один из многих американцев, поехавших на Украину после начала ее вооруженного конфликта с Россией. Кто-то вез туда деньги, кто-то материальную помощь, кто-то воевал на фронте вместе с украинскими солдатами. А кто-то проявил нечестность, некомпетентность или занимался междоусобными сварами.
В своих лекциях, подкастах и постах в соцсетях Паркер сообщал, что с февраля 2022 года, когда начались боевые действия, он был на Украине как минимум семь раз. Посещал он и фронтовую зону, назвав себя «больше всех путешествующим по воюющей Украине американским чиновником».
На размещенных в соцсетях фотографиях видно, что Паркер одет в камуфляжную форму с украинскими знаками различия. На одном снимке у него на рукаве нашивка областной военной администрации. На другом на нем защитная форма с нашивкой украинского подразделения беспилотников. Еще под одной фотографией есть подпись, гласящая о том, что Паркер с украинским руководителем «планирует освобождение» Луганска.
На одном видео видно, как он разрывает российский головной убор и мочится на него.
«
Неофициальные поездки Паркера и его самореклама, в которой он изображает себя в качестве иностранного военного переговорщика, вызывает немало вопросов правового и этического характера в связи с коррупцией в украинской армии, о которой много пишут», — говорится в докладе.
Представитель Паркера передал письменные ответы на вопросы от имени Паркера, попросив не называть его имя. Он сказал, что это «американские и украинские эксперты по безопасности» посоветовали Паркеру надевать камуфляж во время поездок на фронт, и что он никогда не носил знаки различия тех воинских подразделений, которые посещал.
По словам этого представителя, демонстрация с мочеиспусканием стала «личным выражением ярости и скорби» после увиденной им жестокости и зверств русских.
Представитель Паркера заявил, что это были неофициальные поездки. Однако Паркер публично называл их официальными. Некоторые сопровождавшие его лица считали, что он приехал на Украину по государственным делам. Комиссия опубликовала фотографию Паркера в осажденном городе Херсоне.
Читая в апреле 2023 года лекцию в Университете Мэна, Паркер сказал, что после эвакуации американского посольства из Киева перед началом российской военной операции он решил поехать на Украину и помочь американским политическим руководителям своими советами.
«
У нас почти никого нет там на местах, никакого присутствия, — сказал он, о чем свидетельствует запись газеты The Bangor Daily News, которая освещала поездку Паркера и предоставила аудиозапись редакции NewYork Times. — Поэтому, знаете ли, у меня такое ощущение, что мои поездки обретают особую важность, потому что я могу сказать, что я видел».
Посещать линию фронта на Украине не противозаконно, хотя Госдепартамент рекомендует не делать этого.
«
Я не подчиняюсь Госдепартаменту, — заявил Паркер. — У нас независимая организация».
По словам двух американских чиновников, напрямую осведомленных о началом расследовании, он рассказывал конгрессменам, что как минимум во время некоторых поездок пытался убедить живущих на Украине родственников уехать оттуда. Представитель Паркера заявил, что он помог родственникам эвакуироваться.
Паркер заявляет, что бывал на передовой. Американские официальные лица редко ездят на линию фронта, а если и бывают там, то только с надежной охраной.
Бывший временный поверенный США на Украине Уильям Тейлор-младший (William B. Taylor Jr) рассказал, что подобного рода экспедиции сопряжены с особым риском. «Если вы занимаете государственную должность или имеете некую пропагандистскую Ценность для русских, польза от таких поездок должна быть очень и очень большой».
Когда в 2022 году начались боевые действия, Паркер работал в Хельсинкской комиссии директором по персоналу. Он заявил, что комиссия в своей работе «перешла на военные рельсы», и ей больше не нужно соблюдать правила, требующие сообщать о поездках и о контактах с иностранными официальными лицами, о чем говорится в докладе. Представитель Паркера это отрицает.
В докладе сообщается, что Паркер нанял помощника из украинского парламента в качестве внештатного сотрудника комиссии вопреки возражениям по поводу «безопасности, этики и соблюдения закона».
В докладе имя этого помощника не названо. «Нью-Йорк таймс» пришла к выводу, что это Андрей Бондаренко. Данный человек в своих сообщениях заявлял, что в конце 2022 года в течение месяца занимал эту неоплачиваемую должность. «Идея состояла в том, чтобы понять, как работает конгресс», — сказал Бондаренко. Он заявил, что в настоящее время служит в вооруженных силах Украины.
Лекция Паркера в Мэне вызвала тревогу у членов комиссии.
Авторы доклада опираются на официальные сообщения об этом мероприятии, в ходе которого Паркер сообщил о приобретении оборудования и снаряжения для украинских снайперов.
По его словам, один украинский родственник передал ему 30 000 долларов, которые собрали ветераны и добровольцы, а он на эти деньги купил через Amazon дальномеры, а у производителя из Филадельфии приобрел баллистические ветромеры.
Паркер рассказал, что привез все это в Харьков на Пасху в 2022 году и передал «парням, которые связаны со снайперами на фронте». Дальномеры — это специальные бинокли и монокуляры. А с помощью ветромеров можно рассчитывать переменные погодные условия, что помогает точнее вести стрельбу.
Вывоз такого снаряжения за рубеж не ограничивается, а вот экспорт самых современных моделей может быть под запретом. Паркер заявил, что соблюдал все законы об экспорте. «На воюющую Украину с пустым чемоданом не ездят», — сказал он.
Свой материал для статьи предоставили Айшварья Кави (Aishvarya Kavi) и Ребекка Дэвис О'Брайен (Rebecca Davis O’Brien).