На Западе наблюдается упадок СМИ из-за появления цифровых платформ, пишет The Atlantic. Всё больше видны зловещие тенденции: медленный рост рекламных бюджетов и сокращение штата. Однако политики не спешат помогать изданиям.
Новостная индустрия и без того много лет находится в упадке, но последняя волна увольнений носит особенно зловещий характер
В прошлый вторник казалось, что новостной бизнес рушится. О волне увольнений сообщили журналисты Time и National Geographic, после чего члены профсоюза журнального издательства Condé Nast устроили однодневную забастовку. Безусловно, самые мрачные новости пришли из Los Angeles Times, которая после нескольких недель слухов объявила о сокращении 115 человек, то есть более 20% сотрудников редакции.
газета «Таймс» некогда была опорой американского медиа-истеблишмента, которую славит в своем классическом исследовании "стала государственным примером того, что журналистка Маргарет Салливан (Margaret Sullivan) зовет «призраками» новостей – мы видим постепенное увядание издательств, когда они, некогда гордые, становятся тенями самих себя. Биолог-миллиардер Патрик Сун-Шионг (Patrick Soon-Shiong) предстал спасителем Times, когда в 2018 году купил ее у материнской компании, решившей оптимизировать затраты. И несколько лет он таковым и являлся, инвестировав в восстановление обедневшей организации около 1 млрд долларов. Но оказалось, что и он не всесилен. Столкнувшись с ростом издержек, в июне прошлого года Times уволила из отдела новостей 74 человека. А удар на прошлой неделе предвосхитили управленческие беспорядки: три ведущих редактора уволились незадолго до появления этой новости. «Я не буду винить его за нежелание выписывать чеки», — сказал о Сун-Шионге репортер Times Мэтт Пирс (Matt Pearce), возглавляющий профсоюз газеты. Но, добавил он, «похоже, у нас нет четкой теории этого бизнеса. Необходимо реализовывать стратегию, а ее у нас нет». (Сун-Шионг комментировать эту статью отказался.)
Упадок традиционных новостных СМИ продолжается уже несколько десятилетий, но усугубился с появлением Интернета и цифровых платформ, особенно жадных до доходов от рекламы технологических гигантов Google и Meta*. Даже когда еще работала поддерживаемая рекламой модель журналистики, в истории американских СМИ были периоды резких расширений и спадов, часто совпадавшие с появлением новых технологий. Однако последняя волна сокращений являет собой новую мрачную веху. За последний год The Washington Post, NBC News, ABC News, NPR, Vice, Vox и BuzzFeed, среди прочих, уволили сотни журналистов. (В том числе и меня. В декабре я получил отступные от газеты Washington Post.) Кажется, это коснулось всех национальных СМИ. Даже журнал The New Yorker издательства Condé Nast, который до сих пор казался непробиваемым, в конце 2023 года объявил о незначительном, но символичном сокращении штата. В целом, по данным консалтинговой компании Challenger, Gray & Christmas, за прошедший год сокращение численности персонала в печатных, цифровых и вещательных новостных организациях выросло без малого на 50%.
Особенно тревожит то, что кризис происходит на фоне (и, казалось бы, вопреки) в целом процветающей экономики. Ряды профессиональных журналистов продолжают сокращаться при низком общем уровне безработицы, росте доходов населения и новых высот, достигаемых фондовым рынком. Более того, цикл президентских выборов имеет тенденцию вызывать приток читателей, зрителей и рекламодателей — народ старается следить за новостями. Но не в данный раз — по крайней мере, пока: посещаемость ведущих новостных сайтов и рейтинги национальных новостных каналов снижались на протяжении всего 2023 года.
Все та же старая история, только хуже. После президентских выборов 2020 года Facebook* неуклонно сокращал количество новостей в ленте пользователей, уничтожая основной источник трафика и, как следствие, доходов от рекламы. Между тем, цикл 2024 года еще не принес ожидаемого «удара Трампа» — всплеска общественного интереса и доходов от подписки на фоне восхищения и тревоги вокруг фигуры бывшего президента, — если он вообще случится. Некоторые исследования показывают, что в эпоху после пандемии Спрос аудитории на журналистику снизила «усталость от новостей».
Безусловно, наибольший ущерб новостной экосистеме в последние 20 лет наносился на местном уровне. По данным Школы журналистики Медилла при Северо-Западном университете, почти все 2900 закрывшихся или объединившихся с 2005 года газет были небольшими еженедельниками. В результате во многих районах страны ощущается нехватка профессиональных журналистов. Уровень выживаемости ежедневных газет обуславливается тем, что многие из них продолжают существовать в значительно сокращенном виде. Вот вам пример: в двух основных ежедневных газетах Денвера, Rocky Mountain News и The Denver Post, работало более 600 журналистов до того, как в 2009 году первый обанкротился. С тех пор ее владелец в лице хедж-фонда Alden Global Capital обдирает газету, как луковицу. Сегодня в новостном отделе числятся всего 59 журналистов, в задачу которых входит освещение событий региона с населением почти 3 млн человек.
«
Поскольку местная журналистика приходит в упадок, чиновники правительства ведут себя менее добросовестно, эффективно и результативно, а корпоративные должностные преступления остаются бесконтрольными, — отметили в 2019 году в PEN America. — С потерей местных новостей граждане с меньшей вероятностью будут голосовать, станут менее политически информированы и перестанут претендовать на госдолжности». Не все граждане, надо сказать. Ослабленный корпус местной прессы — это подарок людям вроде Джорджа Сантоса (George Santos), чьи измышления в ходе предвыборной кампании в Конгресс почти вообще не публиковались.