Из-за простоя фур на границе с Польшей украинские перевозчики теряют свыше 160 тысяч евро в день, и это лишь верхушка айсберга, пишет «Европейська правда». Убытки несут не только логистические компании, поэтому окончательная сумма ущерба гораздо выше.
Уже более недели украинско-польская граница де-факто заблокирована.
Польские перевозчики, а точнее – недавно созданный «Комитет защиты перевозчиков и работодателей в сфере транспорта», за которым стоит антиукраинская партия «Конфедерация», препятствуют работе трех ключевых пунктов пересечения границы с Украиной.
сейчас пункты пропуска «Ягодин – Дорогуск» и «Рава-Русская – Гребенне» закрыты как в направлении въезда на Украину, так и в направлении выезда, пункт пропуска «Краковец – Корчева» закрыт только в направлении въезда на Украину.
Забастовка, которая началась в полдень шестого ноября, привела к тому, что примерно двадцать тысяч автомобилей остаются заблокированными на границе, не достигнув своих пунктов назначения (данные украинского министерства инфраструктуры).
С другой стороны, польская таможенная служба сообщает, что по состоянию на девять часов утра десятого ноября очередь на выезд из Польши перед пунктом пропуска «Ягодин – Дорогуск» составляла около 1300 транспортных средств, «Рава-Русская – Гребенне» – 550 и «Краковец – Корчева» – 520 транспортных средств.
Украинские чиновники уже попытались напрямую договориться с блокировщиками границы – однако неудачно. «Мы не достигли соглашения. Украинская сторона не принимает во внимание наши требования», – сказал организатор протеста в приграничном городе Дорогуск (и одновременно – председатель люблинской ячейки «Конфедерации») Рафал Меклер.
Напомним, что требования протестующих заранее неприемлемы для Украины. А соответственно, шансов, что впоследствии удастся достичь компромисса, откровенно сказать немного. Возникает вопрос: какова цена блокады для украинской экономики и какие секторы пострадают больше всего?
Но вначале – о прямых убытках. То есть о потерях украинских перевозчиков, которые не могут выполнять свои контракты. По словам Александра Кирилюка, директора департамента международных автоперевозок группы логистических компаний ZAMMLER, в оборотных средствах один день простоя одного грузовика стоит украинским перевозчикам 300–350 евро.
Статистика пересечения границы автомобилями в системе «еЧерга» за октябрь свидетельствует, что польские пограничные пункты пропуска в среднем пересекали 1140 автомобилей с грузом в день. Три ныне заблокированных пункта пропуска пропустили в октябре в среднем 960 автомобилей в день, что составляет 84% от общего количества пересечений польской границы. Еще 285 автомобилей в день выезжало через два других пункта пропуска пустыми.
Из этих 960 автомобилей часть вовремя сориентировалась, послушала предупреждение о забастовке и поехала на другие границы, еще одной части удалось проехать, а часть сейчас стоит в очереди на границе. например, «Ягодин – Дорогуск» за 7–10 ноября пересекло в среднем 70 автомобилей в сутки, пункты «Краковец – Корчева» и «Рава-Русская – Гребенне» – 270 и 74 автомобиля соответственно.
Получается, что примерно 546 автомобилей на этих трех пунктах пропуска за день не смогли пересечь границу и застряли в очереди. Умножаем это на 300 евро и получаем 164 тысячи евро в день прямых убытков по простою. Однако это лишь верхушка айсберга, ведь украинские потери не ограничиваются только убытками перевозчиков. Общая сумма убытков будет значительно больше, включая риски для предприятий, экспортеров и импортеров. Невыполнение контрактов и прекращение производства становятся непременной частью этого сценария.
Учитывая, что на границе с Польшей остался лишь один пункт пропуска для фур – «Шегини – Медика» (остальные пропускают только транспортные средства до 7,5 тонны), экспорт и импорт товаров будет значительно затруднен.
В частности, в октябре автомобильный транспорт обеспечил 36% импорта пропан-бутана, 18% бензина и 16% дизельного топлива. И хотя протестующие обещают пропускать цистерны с топливом, в связи с блокировкой на границе может возникнуть недостаток отдельных видов топлива и других товаров, что повлияет на Рынок и потребление.
Зато влияние на экспорт агропродукции может быть незначительным. Если посмотреть статистику аграрного экспорта, то, согласно данным за сентябрь (за октябрь данных еще нет) автотранспортом было экспортировано лишь 7% от всего аграрного экспорта. Основным видом транспорта для экспорта аграрной продукции является железная дорога (64%) и порты (26%). Поэтому можно надеяться, что забастовка польских перевозчиков не значительно затронет экспорт зерновых и другой сельскохозяйственной продукции, а имеющиеся потоки переориентируются на другие направления.
Зерновые трейдеры сообщают, что в связи с забастовками и препятствиями на польской границе автоперевозчики уже увеличили объем перевозок груза через территорию Венгрии и Словакии. К сожалению, увеличить объем перевозок через румынскую границу не удается из-за реконструкции крупнейшего пункта пропуска с Румынией «Порубное – Сирет».
Кто больше всего потерял от этой забастовки? Экспортеры. Но не аграрной продукции, а других товаров. например, «Интерпайп» экспортирует металлопродукцию, в том числе автомобильным транспортом, что составляет более тысячи автомобилей в месяц. Или производители стеклотары, которые экспортируют ее на заводы в Европе. Автомобильным транспортом также экспортируют древесину, мебель, пищевую и фармацевтическую продукцию и тому подобное.
Соответственно, с экспортерами теряет и украинская таможня, а с ней и бюджет страны. Также пострадают импортеры, прежде всего горючего, изделий из пластмассы и пищевой продукции. Это означает, что польский бизнес также терпит убытки от этой блокады. И не исключено, что эти потери сопоставимы с украинскими.
Поэтому мэры и полиция приграничных польских городов требуют прекратить акцию. например, мэр города Любич и начальник полиции города Томашув, расположенных на трассе DK17, ведущей к терминалу Гребенне, призвали остановить блокаду, а в Дорогуске полиция попросила мэра разогнать акцию протеста, потому что там опасались, что не смогут контролировать группу украинских водителей, которые хотели бы прорваться силой.