Слово «стресс» в переводе с британского значит «давление», «напряжение». Его нередко употребляют в дискуссиях, газетах, фаворитных журнальчиках и телевизионных передачах, и вопрос о том, что все-таки на самом деле оно значит, может показаться странноватым.
А меж тем это научное понятие почти всегда толкуется ошибочно. Обычно под стрессом подразумевают особенное психологическое состояние, которое вызвано неприятностями, духовными потрясениями, тяжёлыми переживаниями, невыполнимостью добиться хотимого, конфликтами и т. п. В реальности же это понятие появилось в биологии, а не в психологии, и вначале, в своём строго научном смысле, оно не имело психического значения. Явление стресса открыл канадский учёный-биохимик Ганс Селье (1907— 1982) в 1936 г. Селье именовал стрессом типичную реакцию живого организма в ответ на изменение наружной либо внутренней среды. Дело в том, что на физиологическом уровне организм реагирует на хоть какое изменение среды совсем одинаково. Эта реакция выражается в определённых физиологических процессах, которые мобилизуют все силы организма для приспособления к новым условиям.
С физиологической точки зрения человек переживает стресс не только при отравлении, голодании, болезни или падении в ледяную воду, но и тогда, когда он ест, вдыхает аромат цветов, спокойно размышляет о чём-то и даже когда спит. В общебиологическом смысле стресс постоянно испытывают все живые существа — животные, растения, микроорганизмы, поскольку живое отличается от неживой природы в том числе своей способностью к адаптации в ответ на изменение среды. Селье говорил, что «стресс — это сама жизнь», отсутствие его — смерть. Данное понятие не должно ассоциироваться с одними только отрицательными воздействиями на организм. Стресс связан и с положительными, благоприятными воздействиями, и с совершенно нейтральными.
В 50—7 () -х гг. XX в. слово «стресс» стало очень популярным. Оно прочно вошло в обиходный язык и прижилось там, правда, значение его сильно изменилось. Почему так получилось? Возможно, потому, что Ганс Селье сам много занимался популяризацией своего открытия. Выступая с лекциями, в печати и по телевидению, он старался объяснить суть этого сложного научного понятия на примерах, доступных каждому человеку. И так сложилось, что эти примеры были преимущественно из области психологии.
С физиологической точки зрения человек переживает стресс не только при отравлении, голодании, болезни или падении в ледяную воду, но и тогда, когда он ест, вдыхает аромат цветов, спокойно размышляет о чём-то и даже когда спит. В общебиологическом смысле стресс постоянно испытывают все живые существа — животные, растения, микроорганизмы, поскольку живое отличается от неживой природы в том числе своей способностью к адаптации в ответ на изменение среды. Селье говорил, что «стресс — это сама жизнь», отсутствие его — смерть. Данное понятие не должно ассоциироваться с одними только отрицательными воздействиями на организм. Стресс связан и с положительными, благоприятными воздействиями, и с совершенно нейтральными.
В 50—70-х гг. XX в. слово «стресс» стало очень популярным. Оно прочно вошло в обиходный язык и прижилось там, правда, значение его сильно изменилось. Почему так получилось? Возможно, потому, что Ганс Селье сам много занимался популяризацией своего открытия. Выступая с лекциями, в печати и по телевидению, он старался объяснить суть этого сложного научного понятия на примерах,
Даже такой весёлый душ в жару — стресс для организма.
Понятие «стресс» в психологии
Термин «стресс» стал употребляться в искажённом значении не только в обиходе, но и учёными. Он как бы нелегально вошёл в научные и научно-популярные труды по психологии и начал использоваться преимущественно в своём «народном» понимании — называть некое отрицательное психологическое состояние. Проблема заключалась в том, чтобы определение этого явления не вступало в противоречие с классическим определением стресса, данным Селье.
Психологи толковали термин по-разному, и до сих пор нет полного единодушия. Однако к середине 80-х гг. XX в. большинство учёных согласились с таким определением: «Стресс — это состояние психического напряжения, возникающее у человека в экстремальных условиях».
В экстремальных ситуациях любое действие или любой элементарный психический акт требует преодоления трудностей, большого напряжения и ответственности. Самые простые, первичные (элементарные) функции психики состоят в удовлетворении жизненно важных потребностей. К таким потребностям человека (и высших животных) относятся: потребность в еде, тепле, безопасности и сохранении жизни. Так вот, для реализации даже этих, самых насущных, нужд люди в экстремальных условиях должны мобилизовать все свои психические ресурсы. Потому и говорят, что экстремальные условия предъявляют повышенные требования к адаптации (приспособлению) человека к ним.
Наиболее экстремальны для человека условия космического полёта, глубоководных погружений, путешествий повышенной сложности и так называемые экстремальные виды спорта (прыжки с парашютом, дельтапланеризм, горный велосипед, слалом, альпинизм и т. п.). Иными словами, экстремальные условия — обстоятельства, опасные для жизни, т. е. фактически это условия, в которых люди находятся на грани выживания.
Представьте себе, например, человека в путешествии повышенной степени сложности. Всё, что в обычной жизни достаётся легко, здесь требует постоянных усилий, внимания и напряжения. Чтобы не замерзнуть или не получить тепловой удар, нужно соответствующим образом одеваться, двигаться и т. д. Чтобы поесть, надо раздобыть пригодную для этого воду и пищу, найти дрова, разжечь костёр и т. п. Кроме того, сама жизнь человека здесь подвергается опасности: дикие звери, непредсказуемые встречи с незнакомыми людьми, холод, жара, наводнения, ураганы, пропасти, лавины, камнепады, болота, трясины, непроходимые заросли, змеи, тропические болезни, различные насекомые и т. д.
Связь экстремальных условий с угрозой для жизни и есть их наиболее характерная особенность. Чувство опасности в большинстве случаев создаёт настоящий стресс. В космическом полёте или в далёком путешествии элементарные жизненные потребности, например в пище и тепле, могут быть достаточно хорошо обеспечены. Однако у человека, находящегося в таких условиях, ощущения безопасности собственной жизни нет. Всё время он должен быть начеку, не терять бдительности, предпринимать усилия, чтобы выжить, а это значит — испытывать постоянное напряжение. То же самое переживают люди, которые принимают участие в военных действиях или находятся в чрезвычайных ситуациях.
И в повседневной жизни мы нередко испытываем стресс в его психологическом понимании, когда от нас требуется обострённое восприятие, напряжение внимания, слуха, зрения, быстрое реагирование, сообразительность. Некоторые учёные считают, что психологическое напряжение и есть главный показатель стресса. Даже, например, вождение автомобиля является стрессовой ситуацией: оно связано с опасностью и требует повышенного внимания. Правда, степень «стрессовости» различна для новичка и опытного водителя; она зависит от погодных условий, продолжительности поездки, загруженности автотрассы и множества других обстоятельств.
Стресс, по мнению многих психологов, возникает и в том случае, когда человек чувствует высокую степень ответственности за последствия принятых решений. Типичным примером таких ситуаций считается работа оператора за пультом управления, скажем, атомной станции, ведь здесь от действий одного человека зависит жизнь и безопасность сотен тысяч людей. Большая ответственность ложится и на плечи хирурга, особенно во время сложных операций. Могут ли создать стресс экзамены? Они, безусловно, требуют большого психического напряжения: мобилизации внимания и знаний, сообразительности. Но для одних эти обстоятельства почти чрезвычайные, а для других — нет. Во всяком случае, экзамены не связаны непосредственно с опасностью для чьей-либо жизни. Получается, что их нельзя назвать стрессовой ситуацией.
Стресс — это вид критической жизненной ситуации. К таким ситуациям психологи также относят фрустрацию, конфликт и кризис.