Вы весь день продирались лесом через ветролом, да еще и под дождем. Или в снежный буран, шли под тяжелым рюкзаком постоянно моля бога о скорейшем завершении дня. И вот наконец долгожданный отдых — ночевка. Тут-то невольно и осознаешь, что одним из главных элементов снаряжения является палатка. Только в хорошей палатке возможен нормальный отдых и восстановление после тяжелого дня, если конечно у вас нет желания например всю ночь вычерпывать капающую сверху воду… Так какой же должна быть палатка? Попробуем разобраться в этом вопросе. Для этого рассмотрим основные виды палаток и их основные составные элементы. Таких элементов три: тент, каркас и, собственно, сама палатка.
Самая важная особенность тента, это материал, далее следует крой, швы и т.д. но все по порядку. Материал должен быть изготовлен с rip-stopом (по этой технологии через равные интервалы ткани, с использованием обычных нитей, вплетена более толстая и прочная). В этом случае ткань более устойчива к механическим повреждениям. Безусловно важнейшая характеристика тента — водонепроницаемость. На всех палатках она отмечена от 1500 до 10000, редко больше. Величина эта указана в миллиметрах водяного столба и показывает, какое давление такая ткань способна выдержать. У непосвященных возникает справедливый вопрос, зачем же нам такие показатели, ведь не под водой на десятиметровой глубине ставить палатку? Все дело в том, что во время дождя капля летит с высоты в несколько километров и набрав большую скорость, как маленькая пуля, ударяет о тент создавая избыточное давление.
Следующий важная особенность тента — это швы. Их либо проклеивают специальной термолентой, либо сваривают, либо используют специальный материал, который после его протыкания иглой обжимает (стягивается) вокруг нити. Наиболее надежным вариантом считается проклейка шва термолентой, поскольку в противном случае со временем материал изнашивается и начинает безбожно течь.
Изготавливается тент обычно либо из полиэстера, либо из нейлона. Полиэстер устойчивее к ультрафиолету и механическим воздействиям, кроме того, при намокании меньше тянется, а следовательно лучше выполняет свою функцию.
Каркас выполняет скелетные функции палатки и, соответственно, на него ложатся основные нагрузки. Каркас обязан быть прочным, гибким и легким. Основные материалы, из которых сейчас изготавливаются каркасы для палаток, представлены фиберглассом и сплавами алюминия. Каркас из фибергласса тяжелый и менее долговечный, в тоже время более упругий и не имеет остаточной деформации. Его применяют для дешевых палаток, предназначенных для несложных походов. Каркас из алюминия существенно легче, гораздо надежнее, при этом подвержены незначительной остаточной деформации, проявляющейся через несколько лет использования. Кроме того, алюминиевые каркасы легко ремонтируются при помощи специальных металлических патронов, зачастую входящих в комплект с палаткой. Такой патрон имеет больший диаметр, по сравнению с каркасом, и при ремонте одевается и стягивает каркас вместе излома. Каркасы изготавливаются различного диаметра, при этом, чем больше диаметр — тем надежнее и прочнее каркас, однако не стоит забывать о проблемах лишнего веса, и здесь нужно выбирать золотую середину.
Вот, собственно, мы добрались и до самой палатки. Материал палатки должен быть обязательно дышащим и быстро сохнущим, поскольку выдыхаемый воздух содержит большое количество влаги, которая конденсируется из-за разницы температур внутри и снаружи. Наиболее всего этим требованиям соответствуют нейлоны. Кроме того, особое внимание следует обратить на отсутствие примесей хлопка, поскольку хоть он и дышит, но очень быстро намокает, долго сохнет, со временем гниет, на морозе становится ломким.
При выборе палатки, немаловажным моментом является ее гарнитура: карманы для вещей, петли, подвесные полочки, крепления для фонаря и т.д. Вход палатки обязательно должен дублироваться противомоскитной сеткой. В качестве запирающего устройства используются молнии либо затяжка-тубус. Считается, что тубус более надежен, однако у известных производителей молния также достойна и весьма надежна. Обратите внимание на наличие ремнабора для палатки.
Немаловажно чтобы в сборе палатка была идеально натянута на каркас, а тент полностью и без провисаний закрывал палатку. Зачастую, у малоизвестных производителей с этим все хорошо только на картинках в каталоге, при попытке же собрать палатку обнаруживаются все недочеты в проектировке и крое. Это довод при покупке собрать выбранную палатку.
Палатка крепится к каркасу либо с помощью затяжек, либо с помощью специальных карманов под каркас. Скептики утверждают, что крепление с помощью затяжек лучше, и приводят такие доводы как сложность вдевать каркас в карман, вероятность протечки через лишний шов кармана, меньшее расстояние от тента до палатки из-за конечного размера карманов, возможность механического повреждения кармана и т.д.
Однако на наш взгляд это не так, и вот почему: надевая палатку с карманами на каркас, вы гарантированно идеально натягиваете палатку, все просчитано за вас при проектировании. При этом доводы, пришейте несколько затяжек сами, чтоб палатка не провисала, звучат как-то слабо. Кроме того, материал карманов рассчитан на постоянное продевание каркаса и износоустойчив; швы, как и на всей палатке в хороших моделях, проклеены и не дают течи; а скорость установки на самом деле выше, т.к. вам ничего не приходится регулировать, все просчитано и отрегулировано за вас на заводе. Кроме того, хорошо натянутая палатка более устойчива к внешним воздействиям: ветру, дождю, снегу. В конечном счете, дело привычки и выбирать вам.
Различная сложность похода диктует различные требования. Если вы собрались выбраться в выходные с друзьями на природу, то вам подойдет кемпинговая палатка: большая, комфортная, иногда многокомнатная, и конечно тяжелая. Совсем иные требования к экспедиционным палаткам. Здесь важны: малый вес, прочность и надежность, устойчивость к различным погодным условиям, ставка на комфорт делается в последнюю очередь. Водонепроницаемость тента и дна палатки должна быть не ниже 5000 мм.в.с. Для активного отдыха и несложных непродолжительных походов подойдут модели попроще, но при этом, также следует обратить внимание на соотношение вес — надежность — комфорт. Рынок изобилует такими палатками, и выбор их зависит от индивидуального предпочтения той или иной модели.
Теперь поговорим о различных моделях, условно они разделяются на тоннельные и купольные. Тоннельная палатка это половина цилиндра, где пол — плоская сторона. Каркас такой палатки, как правило, состоит из не пересекающихся дуг, и потому менее устойчив к внешним воздействиям. Собственно чем больше точек пересечения каркаса, тем устойчивее палатка. Именно у купольных палаток каркас устроен из пересекающихся дуг и наиболее надежен.
Важны и другие параметры, такие как количество входов, тамбуры для снаряжения, расположение оттяжек. Входов обычно один или два, крайне редко больше. Второй вход увеличивает вес палатки, однако такие палатки гораздо удобнее — решайте для себя, на что сделать ставку, комфорт или вес. Относительно оттяжек тоже правило, чем их больше, тем выше вес палатки, но и устойчивость к ветру у таких палаток выше. Следите за тем, чтоб оттяжки крепились в узлах каркаса — устойчивость такой палатки выше. Если палатку планируется использовать в местах с сильными ветрами, неплохо чтобы тент заканчивался ветровой юбкой, которая прижимается к земле камнями, снегом и т.д. Однако у такого тента есть и свои минусы: вентиляция в такой палатке хуже, конденсата будет больше, опять же лишний вес. Существуют тенты и без ветровой юбки, которые, однако, доходят практически до земли и плотно крепятся к каркасу и это достойная альтернатива.
Ну и напоследок несколько слов о производителях: не столь страшно ошибиться с выбором модели, сколь ошибиться с выбором производителя. Покупая палатку, помните, вы делаете приобретение на многие годы и десятки походов, сэкономив сейчас лишние 50-100 долларов, вы проиграете много больше в дальнейшем. Потому берите качественную палатку и только у известного производителя, который занимается разработкой и производством долгие годы. И берегитесь подделок!