В походе или путешествии «дикарем», на пикнике или рыбалке всякий раз стоит задача приготовления горячей пищи. Кто то разводит почтенных размеров костерчик, кто то тащит с собой примус или кулек сухого горючего.
Я хочу познакомить вас с одним старым способом, точнее устройством, с помощью которого можно и приготовлять пищу, обогреваться или светить себе дорогу. По легенде оно было заимствовано у североамериканских индейцев колонизаторами Христофора Колумба. Ввиду этого и получило наименование «индейская свеча».
Принцип действия индейской свечи очень прост. Как и в самоваре, сгорание происходит в топке, а тягу обеспечивает труба. Этакая мини-печечка. Но в индейской свече роль и топки и трубы выполняет само горючее — дерево, полое в середке. Горят внутренние стенки самого полена.
По своему туристическому опыту я могу без опаски заявлять, что индейская свеча — один из самых эффективных и дешевых способов приготовления горячей пищи.
Изготовить индейскую свечу может любой и за несколько минут.
Для ее изготовления надо одолжить любое бревнышко, диаметром от 10 см и больше. Вплоть до 30-40 см. Надо без сучков, что бы его можно было расколоть достаточно ровно. Вид дерева не имеет большого значения, но нужно запоминать, что смолистые деревья — «стреляют» и дают целый ряд искр. Эксплуатировать свечу из елки и сосны не рекомендуется для обогрева. Береза горит жарко и не стреляет, но огонь у нее сильное и необходимо быть осторожным. Кроме того, в коре березы избыток дегтя и огонь слегка коптит, особенно в конце горения. Фактически идеальная свеча выходит из неплохо высушенной осины. Горит она чрезвычайно ровно, пламя легкое и бесцветное.
В любом случае, неплохо эксплуатировать сухостой (но не гнилушку). В противном случае, свечу или ее заготовку придется продолжительно просушивать.
Так, из бревна вырезаем заготовку длиной 15-40 см. Когда использовать свечу планируется для приготовления пищи, то легче взять короткие, но толстые заготовки. Тут можно будет устанавливать посуду прямо на свечу, а сама она будет твердо стоять на основании. Если же важно освещение, то тут лучше взять заготовку подлиннее и потоньше. Что бы ее было удобно носить. А когда надо отопление, то необходимо взять и толстую и длинную заготовку. Такая свеча может пылать много часов.
1. Дерево раскалывают вдоль приблизительно посередине. Как раз потому имеет большое значение использовать кусок бревна без сучков. Их очень нетрудно расколоть. В случае если вам попадется дуплистое дерево — это в общем лучший вариант! Это готовая индейская свеча, хватит ее попросту перепилить на части длиной 20-30 см и выскоблить подгнившие внутренности дупла.
При помощи топорика вырубается сердцевина дерева так, что бы после образовался канал диаметром 5-7см.
2. Обе половинки вновь складываются и скрепляются между собою любым способом. Скажем, проволокой, липкой лентой, гвоздями, клеем... Таким образом мы получили деревянную трубу. Важно гарантировать минимальность щелей в месте соединения половинок. В противном случае, прямо по сим щелям свеча вмиг прогорит.
3. Для разжигания свечи в трубу запихивают немножко березовой коры (бересты). При этом следят, что бы не был перекрыт незанятый доступ воздуха по трубе, а то не будет тяги. Когда нет бересты, можно использовать в своих целях несколькими лучинами. Саму свечу устанавливают так, что бы у ее нижнего конца был маленький просвет для поступления воздуха. Например, на камни или пару поленьев.
4. Бересту поджигают и проталкивают лучинкой вовнутрь трубы примерно в ее середина. Ежели она будет в верхней части трубы, свеча будет гореть продолжительно, но слабым пламенем. Подобный режим будет для отопления или разогрева незначительного количества пищи. А ежели продвинуть бересту приблизительно до самого дна (или зажигать свечу внизу), то свеча сгорит быстрее, но огонь будет сильным. Подобный режим будет для приготовления пищи или освещения.
5. При горении свечи силу пламени довольно попросту настраивать перекрытием доступа воздуха внизу свечи (скажем, землей или снегом). Для готовки достаточна вышина пламени в 10-15 см.
6. Свечу можно использовать в качестве факела. Дерево — блестящий теплоизолятор и пусть даже во всю мочь горящую свечу можно свободно держать рукой, освещая себе дорогу или поставить порядочно таких факелов для освещения лагеря туристов.
7. Для разогрева пищи, поддержания ее в горячем состоянии или для отопления важно уметь перевести свечу в режим интенсивного тления. При этом свеча тлеет изнутри практически без пламени. При этом из нее выходит достаточно горячий дым. Это достигается путем перекрытия доступа воздуха снизу свечи.
8. Для разогрева, скажем, банки консервов пусть даже в зимнее время, нужно общей сложности несколько минут. Хватит установить банку на свечу так, что бы оставалась небольшая просвет для выхода дыма. Ежели необходимо готовить пищу в кастрюле, то ее ставят на пару щепок — прокладок, как на конфорку газовой плиты. Когда же есть котелок, его попросту подвешивают над свечой на высоте 5-10 см.
Порой для доступа воздуха и для выхода газов попросту делают соответствующие пропилы на торцах свечи. Но это выполнимо лишь у свечей диаметром 20-25 см и больше. Высокие и тонкие свечи не устойчивы и не нужно рисковать.
При использовании свечи в качестве отопителя в палатке, надо позаботиться о отводе продуктов горения.
А совершенно правильное отопление выглядит приблизительно так. Горящая свеча оставляется снаружи. Над ней с наклоном подвешивается короткая металлическая труба. Более высоким концом труба вставляется в палатку. Свеча нагревает трубу и соответственно воздух в ней, который и поступает в палатку. Таким образом палатка отапливается горячим, но свежим чистым воздухом, а не дымом.
Однажды зажженную свечу не обязательно дожигать до конца, до ее гибели. Как только лишь еда приготовлена, свеча гасится путем перекрытия доступа воздуха как внизу так и поверху. Скажем, путем закрытия каким либо негорючим предметом может быть крышки котелка или набрасыванием влажной тряпки. Таким образом, с помощью одной индейской свечи можно приготовить пищу несколько раз.
Несомненно, такая свеча гораздо тяжелее примуса или пакета сухого горючего. Но сухое топливо — достаточно дорого. А в отличии от примуса, каковой надо тащить в оба конца путешествия, а так же хлопотать с вонючей канистрой горючего для него, свеча имеет билет в один конец. Она погибает, обеспечивая нас горячей пищей, теплом и светом.
Но при автомобильных или иным моторизованным путешествиях по диким, и особенно безлесным и гористым местам — свеча послужит вам верой и правдой. Потратьте немного времени на ее изготовление и вы всегда будете и сыты и согреты.
Источник
Это дровяной примус. У нас в Карелии популярен. Некоторые умники, правда, называют ее «Финской свечей»
супер!!! пошел разорять поленницу не колотых дров 🙂 молодцы индейцы!!! или наши лесорубы... не важно!!!! ВСЕ ГЕНИАЛЬНОЕ ПРОСТО...
Отличная штука. Подтверждаю, так как пользовался ей несколько раз.
Что касается названия: впервые слышу такое. «Индейская свеча»? Гм... Не знаю как там у североамериканских индейцев, но я впервые увидел такую штуку лет 30 назад на лесной делянке, где работали наши русские лесорубы, которые и слыхом не слыхивали ни про каких индейцев. Называли они его очень просто — «дровяной самовар». Под названием «дровяной примус» такое сооружение было описано в журнале «Турист» в конце 80-х годов.
Спасибо! Читаю о такой «свечке» впервые. В детстве жаря что-нибудь на костерке думал, как же не эффективно расходуется топливо! А индейская свечка впечатляет своей экономией и простотой 🙂
Видел большое множество разных типов костров, но такой встречаю впервые. При первой же возможности попробую в бою 🙂 Спасибо вам!