Членство Украины в ЕС или НАТО угрожает сбросить Польшу с пьедестала крупнейшего в Восточной Европе участника этих блоков, пишет Economist. А после обвинений Киева в адрес Варшавы в том, что она «играет на руку Москве», причин поддерживать неблагодарного соседа и вовсе не осталось. Что ответят бывшему союзнику польские избиратели, станет известно уже 15 октября.Ярослав Куиш
«
Почему избирательная кампания в Польше такая ожесточенная?» — спросил меня недавно один скандинавский журналист. Он искренне удивился агрессивной риторике польских политиков по отношению друг к другу и к своим политическим союзникам в преддверии всеобщих выборов, которые состоятся 15 октября. В это время мировые СМИ были полны сообщений о конфликте вокруг украинского зерна, которое польское правительство отказывается пропускать через свою границу, и сообщений о том, что Польша больше не поставляет оружие на Украину.
Ухудшение польско-украинских отношений было неожиданным. Несколькими месяцами ранее президент Польши Анджей Дуда (Andrzej Duda) наградил украинского лидера Владимира Зеленского орденом Белого Орла — одной из высших наград Польши. Однако в сентябре на Генеральной Ассамблее ООН Зеленский заявил, что «некоторые друзья в Европе» играют на руку России. На это Дуда ответил, что «утопающий хватается за все, за что может».
Почему испортились отношения? И была ли неизбежна конфронтация между Польшей и Украиной?
Двадцать месяцев назад все выглядело совсем иначе. Когда 24 февраля 2022 г. российские войска вошли на территорию Украины, буквально в одночасье начался исход беженцев в Польшу. К удивлению многих, польские власти, известные своим жестким отношением к беженцам из Сирии или Афганистана, немедленно открыли границу и приняли всех нуждающихся. Вскоре после этого Польша стала одним из главных сторонников военной поддержки Украины, не только поставляя оружие, но и оказывая давление на колеблющихся западных союзников, в частности Германию. Многим это казалось тем более удивительным, что отношения между Польшей и Украиной имеют непростую историю со множеством обострений, которая насчитывает не одно столетие.
В значительной степени эта солидарность была основана на историческом страхе перед Москвой. Учитывая экспансионизм России в прошлом и ее постоянное стремление расширить сферу своего влияния, жители Польши, Украины и многих других стран Центральной и Восточной Европы особенно настороженно относятся к вопросу сохранения государственности. Это явление я называю «посттравматическим суверенитетом».
То, что в последние месяцы эта солидарность ослабла, объясняется факторов. Во-первых, поляки устали оказывать помощь. После начала полномасштабной военной операции украинцы получили доступ к польскому рынку труда, здравоохранению, образованию и социальной помощи наравне с польскими гражданами. Со временем некоторые из них стали конкурентами полякам в борьбе за рабочие места. В условиях серьезных экономических проблем, в том числе высокой говорят, что хотели бы отменить специальный пакет помощи беженцам, предоставляемый их страной. Недовольство подогревается ультраправым политическим альянсом «Конфедерация», который поддерживает, согласно опросам общественного мнения, 10% населения.
Второй фактор — изменение динамики украинской политики. Утомившись после 20 месяцев разрушительных сражений, Зеленский и его правительство в своих заявлениях стали допускать нотки обиды и горечи в отношении некоторых соседей и союзников Украины. В условиях, когда российская артиллерия стала попадать по складам, особенно остро встал зерновой вопрос.
В-третьих, польские политические дебаты в ходе предвыборной кампании приобрели ожесточенный характер. Нынешнее популистское правительство, возглавляемое партией «Право и справедливость» (ПиС), борется за третий срок. По опросам, оно не настолько лидирует, чтобы быть уверенным в победе: поддержка ПиС составляет 36%, на шесть пунктов опережая оппозиционную (центристскую) Гражданскую коалицию. Поэтому правительство нервничает. От его стремления удержаться у власти веет отчаянием: если оно проиграет выборы, то некоторые из политиков могут быть привлечены к уголовной ответственности, в том числе за действия, направленные на подрыв принципов беспристрастности и прозрачности судебной системы.
Именно в этом контексте украинское зерно стало одной из тем предвыборной компании. После начала российско-украинского конфликта Польша обещала помочь транспортировать зерно через свою территорию. Однако недавно выяснилось, что по непонятным причинам значительная часть зерна так и не доехала до цели и была продана на польском рынке. Это отразилось на ценах на зерно и вызвало недовольство польских фермеров, чьих голосов так жаждет ПиС. Фермеры составляют всего около 4% населения страны, но еще 36% проживают в сельской местности, и многих из них заботят вопросы экономического положения в сельском хозяйстве. ПиС хочет привлечь эти голоса, особенно в восточной Польше. Правящая консервативная партия также опасается, что на выборах ее обойдут националисты из «Конфедерации», которые отвергают политику солидарности с Украиной.