«Не мытьем, так катаньем» – именно так можно охарактеризовать сообщения мировых СМИ о «прорывных научных достижениях» некоторых стран в плане добычи энергоресурсов нового вида и снижении роли России в поставках нефти и газа на мировой рынок.
Не успели мы подискутировать о том, как Соединенные Штаты Америки объявили себя главными «сланцевыми революционерами», пообещав снизить зависимость Евросоюза от поставок энергоносителей из России, как на горизонте замаячила информация с Востока. Оказывается, японские власти тоже не довольны конъюнктурой высоких цен на газ, а потому переходят чуть ли не к масштабной добыче так называемых газогидратов.
В начале месяца из Токио пришла информация о том, что Японская корпорация нефти, газа и металлов провела подробное исследование недр под океанским дном на удалении 65-70 км от полуострова Ацуми. По результатам этого исследования оказалось, что в этих самых недрах сосредотачиваются внушительные запасы так называемого метангидрата, представляющего собой кристаллическую массу, чем-то напоминающую рыхлый снег. По сообщениям японских СМИ, уже в текущем месяце сразу несколько ведущих энергетических компаний собираются начать добычу метангидрата, из которого впоследствии будет выделяться обычный метан. К 2018 году Япония собирается выйти на промышленное производство метана из газового гидрата, добытого под океанским дном.
Целый ряд, скажем так, оппозиционных изданий России с готовностью проглотили эту информацию и уже отметились публикациями, в которых сообщается, что России осталось не более 5-ти лет чувствовать себя относительно вольготно в качестве поставщика энергоносителей на мировой рынок. Мол, в Европе дорогой российский газ скоро никому не будет нужен, так как американские и британские компании собираются разрабатывать месторождения сланцевого газа на Украине, а с Востока наступают японцы, которые своим метангидратом окончательно «отравят» российскую экономику. Очевидное и труднообъяснимое информационное злорадство в публикациях про то, что «России – конец», заставляет просто пожать плечами и несколько рассеять тот непроглядный скепсис, которыми отмечаются издания как за рубежом, так и в России.
Нет, японцы, конечно же, молодцы… Отказались от атомной энергетики, увеличили импорт газа на 11% в год, и тут же заявили, что начинают добывать свой газ из кристаллического газогидрата. А что им еще остается делать, как ни заговаривать о радужных энергетических перспективах – исключительно безоблачном энергетическом будущем за счет использования своего «доморощенного» газа…
Отказ от атомной энергетики, который декларировался предыдущим правительством Страны Восходящего Солнца после страшной аварии на АЭС «Фукусима» был поначалу дружно поддержан японцами и особенно теми, кто причисляет себя к так называемой «лиге зеленых». Япония – экологически чистая страна с экологически чистым производством! Какой замечательный лозунг для партии, желающей пробиться в парламент страны.
Однако одно дело, когда кабинет министров и парламентарии предъявляют гражданам красивые лозунги, и совсем другое, когда тем же самым гражданам приходят счета на оплату жилищных услуг, гораздо большие, нежели приходили до приостановки работы японских АЭС. Стоит напомнить, что на долю АЭС в Японии в 2010 году приходилось почти 30,6% энергетического рынка, а после программы по снижению роли атомной энергетики в жизни Страны Восходящего Солнца всё бремя выработки электроэнергии легло на газовые ТЭС. Теперь доля рынка газовых ТЭС в Японии составляет 59,6%.
Когда среднестатистический японец стал платить за тот же киловатт*час электроэнергии почти на 30% больше, чем платил два года назад, при инфляции ниже 0,3% в год, то можно себе представить, как такие счета восприняли рядовые жители страны. А если учесть, что около 43% от общего объема произведенной электроэнергии в Японии берет на себя промышленность, то государству пришлось принимать экстраординарные меры, чтобы японские товары могли оставаться конкурентоспособными на региональном и мировом рынках. Экстраординарность мер заключалась в том, что впервые за долгие годы государство фактически напрямую решило вмешаться в экономику, влив в нее субсидии. Однако бесконечно это для Японии продолжаться не могло, а потому новое правительство страны заговорило, что, дескать, пора АЭС размораживать. Мол, не все же эти станции такие опасные… Можно что-то придумать, чтобы повысить их защищенность от стихии… Министр экономики, промышленности и торговли Японии господин Мотэги даже заявил, что как только проверка выявит безопасность реакторов, так они сразу же будут расконсервированы. А ведь до него власти божились, что до 2040 года ни один реактор «не будет отравлять просторы страны».
Очевидно, что после слов министра реакторы будут признаны безопасными. Как же иначе! Ведь японское правительство не собирается и дальше погружаться в энергетические проблемы. Тут уже, как говорится, не до окружающей среды…
По понятным причинам, японский бизнес воспринял информацию о возможной «разморозке» АЭС с воодушевлением, а потому акции ряда японских компаний несколько прибавили в весе. Примерно в это же время Токио объявил и о своих видах на те самые газогидраты, которыми, как сообщается, подокеанические недра богаты так, что Японии такого газа может хватить на ближайшие 10 лет.
Именно такие данные пришли в Россию, как бы подчеркивая, что если Россия и дальше хочет поставлять газ в Страну Восходящего Солнца, то необходимо подумать о реальном снижении цен. Однако не нужно забывать, что энергоносители Токио покупает далеко не только в России. Наша страна пока обеспечивает не более 9% японского газового импорта. Остальные объемы берут на себя другие поставщики, в частности, Катар и США.
Японские власти осознают, что чем дольше они будут отказываться от использования атомной энергии, тем в большую зависимость они будут попадать от зарубежных поставщиков энергоносителей. В первую очередь Токио обеспокоен тем, что дальнейший рост закупок газа в России может позволить Москве оказывать на власти Японии давление по Южным Курилам. Как говорится, будете наступать на южнокурильские «мозоли», отключим газ… А лишение 9% импорта еще пойди компенсируй…
Такое положение вещей явно не устраивает японские власти, а потому помимо заявлений о возможном возобновлении работы большинства японских АЭС, муссируется тема японского метангидрата. Однако сложность для японцев состоит в том, что добыча газовых гидратов сопряжена с бурением 300-400-метровых скважин при глубине океана более 1 км. Давление при такой добыче будет огромным, что может привести к явно негативным последствиям. Есть и еще одна проблема. Добыча метангидрата – это не просто выкачивание по трубе, а поднятие кристаллов на поверхность океана. Пока не существует более или менее приемлемой технологии, позволяющей поднимать газовый гидрат на поверхность без потерь самого газа. Риски вытащить, скажем так, пустой невод пока слишком велики. Мало того, потери метана по пути из недр к поверхности через километровую толщу морской воды приведут к повышению концентрации метана в самой воде, что может привести к настоящей экологической катастрофе, которая будет ничуть не меньшей по планке негатива для окружающей среды, нежели проблемы с АЭС «Фукусима».
Эксперты из Всемирного фонда дикой природы уже высказали японским властям свои озабоченности по поводу планов масштабной добычи метана из метангидрата. В частности, WWC сообщает, что метан относится к парниковым газам, а локальное повышение его концентрации в океане может привести к росту температуры и исчезновению морских растений и животных. Специалисты WWC напоминают об исследованиях так называемого Пермского вымирания, когда высвобождение метана из недр привело к трагичным последствиям для живых организмов (около 95% всех живых организмов вымерло 251 миллион лет назад). Те события один из ученых даже окрестил выстрелом из метангидратного ружья.
Однако когда на кону стоит вопрос об экономической безопасности, то все опасения защитников живой природы воспринимаются паранойей или ненаучной фантастикой. А потому в Японии пока стараются не распространяться о том, что у Токио нет безопасных технологий добычи газового гидрата. Главное провести качественный PR, чтобы общественность не узнала о побочных действиях добычи такого сырья. И уж тем более не говорят японцы о том, что исследования гидрата метана и его добычи проводились еще 40 лет назад в СССР под руководством В.Г.Васильева. Те исследования привели ученых к выводу, что добывать гидрат метана можно, но только стоить это будет слишком дорого, да вдобавок риски такой добычи слишком велики.
Сегодня же Токио пытается заявить, что за 40 лет исследований более или менее безопасной технологии добычи газового гидрата из океанических недр разработано не было, а за пару месяцев японские специалисты эту проблему решат… То, что добычу начнут, сомневаться не приходится, но только узнаем ли мы о ее последствиях – большой вопрос. Ведь даже о «Фукусиме» из Токио долго говорили, что это вовсе не авария, а так – небольшое недоразумение…