Борис Тихонов, обозреватель Иносми
Великобритания закрыла этой осенью последнюю угольную ТЭС, став первой крупной индустриальной державой, которая смогла полностью отказаться от угля.
Обозреватели немецкой «Франкфуртер рундшау»отмечают, что таким образом завершаются полтора столетия использования угля в качестве важнейшего источника энергии, ставшего символом промышленной революции в Великобритании. Еще в 1990 году уголь обеспечивал здесь 80% электроэнергии, а к 2023 году данный показатель сократился до 1%. Экологический вестник Carbon Brief напоминает, что за прошедшие полтора столетия страна сожгла 4,6 миллиарда тонн угля и выбросила в атмосферу 10,4 миллиарда тонн углекислого газа.
Английский министр энергетики Майкл Шенкс заявил, что Великобритания стала мировым лидером в процессе перехода на альтернативные источники энергии, в том числе такие, как ветряные электростанции. По мнению руководства энергетической компании Energy UK, лишь немногие страны смогли столь стремительно совершить переход на возобновляемые источники энергии, намного обогнав в этом процессе Германию. Большую роль в успехе перехода сыграло развитие атомной энергетики в Великобритании, которая обеспечивает около 15% энергетического баланса страны. Предполагается довести долю мирного атома до 25% к 2050 году. В этом отличие английской энергетической стратегии от Германии, которая закрыла последние АЭС в начале 2023 года.
«
Светофорная» коалиция Германии ставила ранее задачу отказаться от угольной генерации к 2030 году, однако эта стратегия полностью провалилась. Немецкие власти объясняют провал прекращением поставок российского газа, бюджетными сложностями и конфликтом на Украине. Примечательно, что в Германии наблюдается обратная тенденция. Согласно венской Exxpress, неожиданно для всех этой осенью Германия повысила долю угля в своем энергетическом балансе. Эта тенденция находится в полном противоречии с заявленными «светофорной» коалицией целями по поэтапному отказу от угольной генерации, ведь уголь считается наиболее «вредным» для окружающей среды ископаемым топливом.
Неожиданному угольному «ренессансу» в Германии способствовало несколько факторов наряду с уже упомянутой геополитикой. Среди них – неблагоприятные погодные условия, из-за которых ветряные электростанции не смогли выработать достаточное количество энергии. Кроме того, среднемесячная цена на газ достигла самого высокого показателя в этом году. Это сделало газовую генерацию менее рентабельной и вынудила энергетические компании вновь обратиться к углю. Все это находится в полном противоречии с заявленными ранее немецким правительством амбициозными целями – к 2030 году обеспечить 80% электрогенерации за счет возобновляемых источников.
И действительно, еще в начале 2024 года доля альтернативных источников в энергетическом балансе Германии достигла исторически наивысшего показателя в 61%, причем доля угля снизилась до 26,4%. Однако к осени все переменилось, доля альтернативных источников резко уменьшилась ввиду неблагоприятных погодных условий, а также колебания цен на энергетических рынках. Выяснилось, что для обеспечения стабильного электроснабжения абсолютно необходимо наличие электростанций на традиционных источниках энергии, так как только они смогут компенсировать перепады в подаче электроэнергии. Теперь эксперты считают задачу по полному замещению ископаемых видов топлива нереалистичной ввиду неэффективной и ненадежной генерации за счет солнечных и ветряных установок.
Примечательно, что Германия является чемпионом ЕС по добыче и сжиганию бурого угля – наиболее вредного для окружающей среды источника энергии. В 2023 году здесь было добыто около 102 миллионов тонн бурого угля, что составляет 46% европейского производства. В этом году бурый уголь обеспечивал 17% всей электрогенерации ФРГ, а вкупе с каменным углем данный показатель достигал 33,3%. Только таким образом, несмотря на заявленные цели декарбонизации, правительство Германии смогло компенсировать потери от утраты российского газа и собственной атомной энергии.
Правительство ФРГ в своем докладе попыталось переложить основную вину на Россию, начавшую СВО на Украине, что привело, по его мнению, к резким сбоям на газовом рынке. В результате общая ситуация сложилась таким образом, что только бурый уголь остался главным внутренним источником электрогенерации, не зависящим от колебаний мирового рынка. На Германию приходится 46% используемого в Евросоюзе бурого угля, на Польшу – 18%, Чехию – 13%, Болгарию – 9%. «Ренессанс» угля в Германии связывают также с сокращением поставок электричества из Франции, где атомная отрасль испытывает серьезные технические проблемы.
По мнению экспертов, хоронить уголь пока рано, он все еще обеспечивает более 36% мировой электрогенерации. Несмотря на постепенный переход на другие источники энергии, уголь остается незаменимым не только в топливном балансе, но также в металлургии. Необходимо отметить, что в отличие от нефти и газа запасы угля в мире практически неисчерпаемы, по подсчетам специалистов, их хватит на 422 года. Уголь пока невозможно заменить в развивающихся странах, где он остается самым дешевым и надежным источником энергии.
Но и в развитых странах уголь находит широкое применение. Четыре страны – Китай, Индия, США и Япония обеспечивают три четверти мировой угольной электрогенерации. Самым крупным потребителем угля остается Китай, где все еще работают 1 100 угольных электростанций. Одновременно Китай остается страной с наиболее быстро развивающимися альтернативными источниками энергии.
Новые данные, обнародованные на конференции ООН по климату в Баку, показывают, что объемы выбросов СО2в результате сжигания нефти, угля и газа в мире не сокращаются и даже имеют тенденцию к увеличению. Таким образом под угрозой срыва находятся заявленные мировым сообществом планы – сократить на 43% вредные выбросы к 2030 году.