Чт. Дек 5th, 2024

Cтроительство бункера и выживание

Того, кто не задумывается о далеких трудностях, поджидают близкие неприятности. /Конфуций/

Может создасться впечателение, что президент Путин второй месяц думает, вводить войска на Донбасс или нет. Между тем, последствия невмешательства для России могут оказаться хуже, чем ее блокада Западом и спешный переход на мобилизационные рельсы.
08813649
Почему войска могут ввести

На границу Украины возвращаются российские войска, сообщают сегодня СМИ и пользователи соцсетей. Это подтвердили генсек НАТО и офицер альянса Джей Джансон. По их оценкам, речь идет о группировке примерно в 5 тыс. человек. РБК утверждает, что войска готовятся к длительной операции: перебазированы медсанбаты и тыловое обеспечение. Агентство сообщает, что к Украине переброшено примерно 2,5 тыс. военнослужащих из Екатеринбурга и 1,5 тыс спецназовцев ГРУ из-под Пскова. В Интернете появляются фото и видео с военной техникой в Ростове: в частности, с системами ПВО «Панцирь С1».

Пресс-служба ЦВО сообщила, что в пятницу с утра на территории Урала и Западной Сибири был внезапно поднят по тревоге ряд мотострелковых и зенитно-ракетных соединений. Сейчас они совершают многокилометровые марши на незнакомые полигоны.

Вчера поздно вечером Владимир Путин провел совещание Совбеза по Донбассу. В совещании приняли участие премьер-министр Дмитрий Медведев, глава президентской Администрации Сергей Иванов, секретарь Совета безопасности Николай Патрушев и его заместитель Рашид Нургалиев, спикеры обеих палат парламента Валентина Матвиенко и Сергей Нарышкин, министры обороны Сергей Шойгу, внутренних дел Владимир Колокольцев и иностранных дел Сергей Лавров, директор ФСБ Александр Бортников, директор СВР Михаил Фрадков. О чем они говорили, неизвестно.

Накануне Сергей Иванов посетил лагеря украинских беженцев в Ростовской области, публично ужаснулся их числу и назвал АТО Киева «геноцидом». СМИ обращают внимание, что этот термин применялся Кремлем перед вводом войск в Южную Осетию.

СМИ со ссылкой на источники в Генштабе сообщают, что российские войска у границы отрабатывают задачу встать заслоном между украинскими военными и ополченцами и потребовать прекращения огня, причем стрельбу открывать только в ответ.

По данным украинских СМИ, «луганские сепаратисты ждут российского вторжения 26 июня» и отправляют свои семьи на север Луганской области — в Старобельск и Сватово. Сайт informator пишет, что дата 26 июня все чаще упоминается в разговорах «террористов».

Почему их, скорее всего, не введут

Группировка в 5000 человек (оценка НАТО) слишком мала, чтобы остановить наступление украинских войск в Донбассе. Напомним, что в изолированный от материковой Украины Крым, чья площадь в разы меньше, было переброшено около 20 тыс. российских военных. И это притом, что дислоцированные там украинские войска не были готовы воевать. Так что, скорее всего, перед нами пиар-акция.

На закрытых слушаниях Госдумы по Донбассу 18 июня министр обороны РФ заявил, что вооруженные силы не вмешиваются и не будут вмешиваться в конфликт на Востоке Украины. Об этом рассказал депутат Госдумы Виктор Водолацкий. По его словам, вопрос звучал так: «Будет ли оказывать Минобороны РФ помощь Донецкой и Луганской республикам?». На что Шойгу ответил: «Нет».

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков вообще отрицает переброску войск к границе. Российские войска не возвращались к украинской границе, а Владимир Путин не отдавал никаких соответствующих указаний, заявил он РБК.

Эксперты сходятся во мнении, что Москва вводить войска не собирается, а их переброска – не более чем шоу Кремля, вынужденного хоть как-то реагировать на реки крови в Донбассе, чтобы граждане не сочли президента предателем. Такого мнения придерживаются в частности военный эксперт Александр Храмчихин и депутат Илья Пономарев.

Почему их лучше ввести

Между тем, хотя идеальный с военной точки зрения момент для ввода войск упущен, отказ от их ввода чреват подавлением восстания в Донбассе, что негативно скажется на имидже Кремля. А инерция или собственная политика российской медиамашины при этом такова, что она продолжает обрушивать на головы зрителей и читателей страшные картины гибели людей — причем людей, от них ничем не отличающихся.

Этот драматический разрыв между ожиданиями и медиакартинкой с одной стороны и бездействием властей с другой, взрывоопасен, отмечает политтехнолог Евгений Минченко (Minchenko consulting). Надо или срочно что-то предпринимать, или менять риторику, считает он. Но можно ли изменить ее быстро? Профессор МГУ Валерий Соловей пишет об участившихся запросах из Кремля на кампании по отвлечению населения от темы Донбасса, и по снижению общественных ожиданий. По его мнению, рецепты уже есть, и Кремль с ними ознакомлен.

Популярный военный блогер из Севастополя Борис Рожин, известный как Colonelcssad, считает, что усидеть на двух разъезжающихся стульях Москве не удастся, и, в конце концов, нужно будет будет выбрать. Причем США выиграют от этого в любом случае, а для России последствия любого выбора окажутся негативными. Разница — лишь в долгосрочности этих последствий.
Отказавшись вводить войска, Россия получает под боком тотально враждебное государство с близкой перспективой размещения войск НАТО и постоянными экономическими диверсиями на европейском направлении. Ввод войск влечет экономическую блокаду со стороны Запада и необходимость спешно переводить страну на мобилизационные автаркические рельсы, к чему разнеженная элита не готова.

Однако невмешательство для России хуже: перефразируя известную поговорку, это будет не «ужасный конец», а «ужас без конца». В первом случае речь идет о конце существующей полуколониальной модели государства, при которой главной ценностью являются деньги, причем деньги, эмитированные не в России. Во втором — о почти неминуемой потере политиеского веса Кремлем, причем в условиях крайней поляризации общества. Сторонники воссоединения разделенного русского народа, о необходимости которого так опрометчиво и много говорилось еще в апреле, вступили после Крыма и Донбасса в такой острый конфликт со сторонниками сохранения итогов раздела СССР, что отношения между ними смело можно назвать гражданской войной. Причем это — ровно та же самая война, которая идет на Донбассе с применением танков и авиации.

Условия, при которой эта война может стать горячей и в России, пока не сложились, но по мере углубления экономического кризиса они могут сложиться довольно быстро. «Гражданская война в Украине уже не является, да и никогда не была увлекательным телевизионным зрелищем, — отмечает Евгений Минченко. — Она уже пришла к нам, для начала в виде тысяч беженцев, и это только начало. Этот конфликт, если кто-то еще не понял, на десятилетия. Чем меньше потерь сейчас, тем легче будет потом нашим детям или внукам минимизировать его губительные последствия».

Долго ли продержится Украина

Между тем, вчера вечером президент Украины Петр Порошенко собрал «представителей легитимной власти Донецкой и Луганской областей», а также общественных деятелей, включая Рината Ахметова, который шокировал патриотические СМИ Киева. «Я глубоко убежден, что мы обязаны найти мирное решение. К мирному решению мы должны прийти только за столом переговоров, а не за рулем БТРов, с пулеметами и пушками, — заявил он перед началом встречи. — Донбасс в беде. В Донбассе льется кровь. Донбасс нуждается в мире. А в Киеве говорят, что никогда не сядут за стол переговоров с террористами. Так что же тогда получается, война должна продолжаться вечно?».

Поворот в риторике Ахметова, который ранее осторожно поддерживал действия официального Киева, спикер ВС ДНР Вадим Пушилин объясняет риском потери активов олигарха, которые власти самопровозглашенной республики грозят перевести под «внешнее управление». Однако действующую вертикаль власти ДНР пока так и не создала, так что Ахметов боится, скорее, физического уничтожения своих предприятий в ходе войны.

Впрочем, пока переговоры с ДНР и ЛНР Порошенко вести не намерен. Его недавний призыв к перемирию был безусловным ультиматумом. Если он не блефует, значит, ресурсы для войны у Украины есть, и ставка Москвы на ее истощение не работает.

Во-первых, США и ЕС поддерживают Киев деньгами и другими ресурсами. В России склонны значимость этой поддержки занижать, но мало кто знает, сколько и чего получает Порошенко от своих патронов и союзников.

Во-вторых, советские запасы артиллерии, танков и снарядов к ним у Украины очень велики. Так что к зиме, когда ожидаемое Москвой истощение наступит, Донбасс может оказаться полностью уничтоженным. Включая, разумеется, не успевших бежать оттуда женщин и детей, чья жизнь, кажется, никого не волнует.

Виктор Ядуха

от bunker

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*