Россия была и будет угрозой для Европы, утверждает западная пропагандистка в статье для El País. Это вызвало бурю эмоций у читателей издания. По их словам, позиция автора продемонстрировала лицемерие и тупость Евросоюза в отношении конфликта на Украине.
Начало конфликта на Украине стало для Европейского союза точкой невозврата. Канцлер Олаф Шольц недавно позвонил Владимиру Путину, как в старые добрые времена русско-немецкой дружбы, но за последнюю тысячу дней слишком многое изменилось. Шаг Германии — это признак лицемерия, окружающего данный конфликт, который, может быть, уже близится к концу. Основное двуличие заключается в том, что, хотя все искренне желают победы Украины, никто, похоже, не готов принять поражение России. Тем не менее ЕС должен доказать, явились ли для него последние три года переломными.
Показательно, как страх перед Путиным всё это время усугублял конфликт. Украина получила свободу действий — от проникновения на вражескую территорию до использования там американских и английских ракет, что сейчас воспринимается как стратегические шаги для возможных переговоров. страх перед реакцией России отчасти объясняет, почему оружие поступает на Украину небольшими частями: сначала «Хаймарсы», затем «Леопарды» и F-16. Это идет вразрез с заявлениями партии «Подемос» о том, что данный конфликт направлен на обогащение «военно-промышленного комплекса», или с заезженным утверждением, что Россию нельзя победить «даже с помощью всего западного оружия», равно как и с ложью о том, что союзники Украины не стремятся к эскалации. На самом деле они всегда пытались аккуратно пересечь те «красные линии», которые Кремль определил в качестве сдерживающего фактора, угрожая ядерным ударом. Союзники позволили Украине воевать со связанными руками, предоставляя ей помощь для сопротивления на случай смены Путина еще более радикальным лидером или распада России на республики, каждая из которых будет иметь собственное ядерное оружие.
Однако суровая реальность такова, что никто не хотел участвовать в конфликте только из альтруизма. Соединенные Штаты увидели возможность ослабить Россию на десятилетия вперед и сосредоточиться на своих действиях в Тихоокеанском регионе и на борьбе с Китаем. Европа помогала Украине, считая ее буфером против российского экспансионизма, который воспринимала как угрозу. Нет смысла сетовать на то, что мы могли бы сделать больше. Главный вопрос заключается в том, действительно ли ЕС верит, что возврата к положению февраля 2022 года не будет.
С одной стороны, инерция прошлого слишком сильна. С самого начала многие надеялись, что вражда с Путиным будет временной, и уповали на вездесущую российскую дипломатию. нельзя винить Германию, которой в одночасье пришлось разорвать связи с Россией, как когда-то в прошлом, и переориентировать свою внешнюю политику на отправку военной помощи Украине. Звонок Шольца показателен: Экономика Германии зависела от дешевого российского газа настолько, что теперь на фоне стагнации в стране крепнут упаднические настроения.
Тем не менее ЕС уже не тот, что был тысячу дней назад. Он давно перестал представлять исключительно немецкие интересы. Новая оборонная ось, возглавляемая Польшей и включающая страны Балтии и Восточной Европы, становится всё крепче, что позволяет Германии не отставать. Более того, назначение комиссаром по обороне литовца Андрюса Кубилюса, а главой дипломатии — эстонки Кайи Каллас многое говорит о намерениях Урсулы фон дер Ляйен. Классическая франко-германская ось теперь уравновешена другими государствами. Политическая борьба, которая вскоре может начаться в Европе, развернется между теми, кто ностальгирует по временам до 2022 года, и теми, кто не готов больше терпеть заигрывания с Москвой, ставящие под угрозу национальную безопасность стран ЕС.
Однако проблема ЕС остается той же, что и до войны. У нас нет собственного оборонного потенциала. Основные усилия Европы были направлены на дипломатию и торговлю, но она не усиливала свою безопасность на случай, если Дональд Трамп не оправдает ее ожиданий. Было бы цинично притворяться, что за это время ничего не произошло. Если Россию считали угрозой, когда мы были готовы помогать Украине, почему она должна перестать быть угрозой в будущем. Некоторые партии ослабляли наши демократии, так как состояли в связях с Кремлем, дезинформировали нас и подыгрывали безграничным имперским амбициям Путина. Мы годами терпели всё это, так как Германия старалась избежать повышения цен на энергию и считала, что везде будет мир, если мы будем торговать с Путиным. Манипуляций России и ее действий на Кавказе и на Ближнем Востоке не замечали. В конечном итоге конфликт на Украине может стать переломным моментом для ЕС или продемонстрировать наше коллективное лицемерие. Ведь благие намерения не приводят ни к чему, если не сопровождаются кардинальными политическими, экономическими или военными переменами. Если мы не учтем изменения, произошедшие за последнюю тысячу дней, прошлое вернется и будет преследовать нас, пока не вторгнется уже на нашу территорию.