Шведы, наконец, узнали, какая жилплощадь в их стране самая дорогая. Как выяснилось, это отнюдь не королевский дворец, а 12-метровые камеры трех так называемых супертюрем, возведенных после серии побегов опасных преступников в 2004 году. Повышенная (даже по шведским меркам) комфортность камер сочетается с тотальной изоляцией их обитателей. Правда, эти тюрьмы пока в основном «простаивают»: их некем заполнить.
Шесть лет назад три побега заключенных привели к отставке начальника Управления пенитенциарных учреждений и едва не заставили уйти тогдашнего шведского министра юстиции Томаса Будстрема. Ответом министра на критику стало обещание построить супертюрьмы, из которых бежать вообще невозможно. Четыре года спустя работа стоимостью почти в 80 млн. евро была закончена. На территории трех обычных мест заключения появились «бункеры», или тюрьмы в тюрьмах на 72 места. От прочего мира их отделяли столь мощные цепи бетонных стен и заборов с колючей проволокой, по которой был пропущен ток, такая изощренная система шлюзов, что о побеге не могло идти и речи.
Общая концепция состояла в том, чтобы заключенные не вступали в прямой контакт с охраной и лишь изредка общались друг с другом. «К нам поступают преступники, склонные к побегу, а также заключенные, у которых на воле остались большие деньги и сообщники, – именно эти люди обладают наибольшими шансами сбежать на свободу», – рассказал журналистам Кеннет Густафссон, начальник одной из супертюрем в местечке Кумла. Его заведение оборудовано индивидуальными камерами с душем и туалетом площадью по 12 кв. метров. В обычных тюрьмах стандартный размер камер на одного человека – 6,5 метра. Повышенная комфортность в «бункерах» объясняется тем, что их обитатели крайне ограничены в возможности общения с другими людьми и все время находятся в помещении. Короткая прогулка проходит в крытых двориках, все перемещения – под землей. Поведение зэков в течение 24 часов контролирует техника. К примеру, стоит обитателю камеры крикнуть, как в секции включается сигнал тревоги и на место происшествия спешит охрана – для наказания нарушителя режима.
Введение в строй супертюрем было встречено протестами со стороны как Объединения бывших заключенных, так и специалистов. Больше всех возмущались врачи-психиатры, считавшие, что пребывание в «бункере» может серьезно подорвать нервную систему заключенного и навсегда закрыть для него возвращение к нормальной жизни. Следует заметить, что шведская тюремная система – одна из самых гуманных в мире. Сроки небольшие (даже пожизненное заключение обычно ограничивается в итоге десятью годами), убийцы и насильники при хорошем поведении получают отпуска, их возят кататься на лыжах в Альпы или ловить рыбу в Испании.
На этом фоне супертюрьмы оказались особенно заметными. Как выяснилось, среди сотен убийц и налетчиков, получивших различные сроки, не нашлось даже семи десятков, признанных столь опасными, чтобы «населить» ими эти «спецзаведения». На сегодня лишь в одной из супертюрем содержатся 9 человек, две другие вообще пустуют. Находящееся у власти буржуазное правительство критически отзывается о подобном «социал-демократическом наследстве», в то время как автор идеи, экс-министр юстиции Томас Будстрем считает, что его детище рано пускать под бульдозер: «Подождем несколько лет, я уверен, что ситуация изменится!»
Недавнее расследование показало, что с появлением супертюрем сократилось число побегов. В 2004 году из мест заключений бежало 33 человека, а в 2007-м – только 10. Но каждый предотвращенный побег обошелся налогоплательщикам примерно в 500 тыс. евро. Госревизоры отмечают, что из всех стран Северной Европы лишь Швеция пошла по пути возведения неприступных тюрем. Но это не только слишком дорого, но и опасно для общества в длительной перспективе: неизвестно, какие «звери» выйдут из «бункеров» на свободу через несколько лет.