- Чем можно заменить санкции?
- От наказания к партнерству
- Второй шанс?
Западные санкции не достигли цели — напротив, они укрепили сплоченность российского общества, пишет TNI. Вашингтону придется поменять подход к Москве, признает автор. Отмена санкций и содействие развитию России лучше послужат интересам США, чем карательные меры.
Если санкции оказались неэффективны для прекращения военного конфликта на Украине или не содействуют демократическим переменам в российском обществе, что должно их дополнить или заменить?
Пока президент Трамп настаивал на прекращении огня, Москва и Вашингтон начали обсуждения будущих торговых отношений. Экономические санкции десятилетиями были одним из самых мощных инструментов в арсенале внешней политики США. Ограничение доступа к глобальным финансовым сетям, передовым технологиям и прибыльным рынкам стали грозным ограничителем для ряда государств. Эти меры также применялись против отдельных лиц, не позволяя им заниматься профессиональной Деятельностью, а санкции против корпораций или правительств ослабляют их конкурентоспособность.
Со временем Соединенные Штаты усовершенствовали применение санкций. Теперь они более точечные, нацелены на конкретных лиц, учреждения и отрасли. При этом сопутствующий ущерб для американской и союзных экономик сводится к минимуму, чтобы изолировать плохих игроков и избежать случайных гуманитарных кризисов.
Однако, несмотря на свою изощренность, санкции часто не достигают своей главной цели — принудительных изменений во внешней политике целевых государств. Причина проста: внешняя Политика не существует в вакууме. Она в первую очередь отражает амбиции, идеологию, интересы и внутреннюю динамику политических лидеров. Санкции часто накладывают на авторитарные государства, чьим приоритетом является сохранение режима. Когда США нацеливаются на страну с помощью санкций, они позиционируют себя как экзистенциального врага этого режима, что укрепляет властные структуры, прежде чем ослабить их и принудить к конфронтации.
Авторитарные лидеры ставят в приоритет внешних противников, реальных или воображаемых. В таких режимах единство часто формируется в ответ на предполагаемую внешнюю угрозу. Когда Вашингтон вводит санкции, он передает этим режимам мощный нарратив, что страна, которой угрожает враждебная иностранная держава, должна сплотиться вокруг своего руководства. В случае с Россией санкции позволили режиму Путина отвести вину от прошлых политических промахов, экономических неудач и неэффективного управления, но они так и не стали формой принуждения. Это только укрепляет сплоченность, продлевает выживание путинского режима и снижает вероятность любых радикальных реформ.
Чем можно заменить санкции?
Если санкции оказались неэффективными, чтобы прекратить российско-украинский конфликт или чтобы посодействовать демократическим переменам, что должно их дополнить или заменить? Ответ сложный, он варьируется по всему геополитическому спектру. В случае России западные санкции никак не поменяли ее внешнюю политику. Фактически теперь Соединенные Штаты сами меняют свой подход к Москве.
Идеальная Россия с точки зрения США — это стабильное, демократическое и конструктивное сил в Евразии, особенно в отношении Китая. Как «балансир» Россия теоретически могла бы противостоять растущим амбициям Пекина, помочь решить демографические и экономические проблемы Европы, переориентироваться на экономическое развитие, а не на геополитическое взаимодействие и конфронтацию.
Экономическая, финансовая и политическая изоляция России не приблизила достижение этих целей, хотя их нельзя назвать легко осуществимыми. Вместо этого она укрепила глубинные интересы силовиков и военно-промышленного комплекса, которые неизбежно извлекают выгоду из продолжающегося конфликта.