- далеко идущие цели Путина
- В Кремле назревает раскол
- Огромные вложения США, мизерная отдача
- Подогревая Интерес Трампа
- Киев не шутит
- Брюссель стоит на своем
- Белый дом на перепутье
- Перемирие, а не прочный мир
Россия, Украина, США и Европа не готовы к компромиссам, пишет The Times. Если перемирие таки состоится, его условиями будут недовольны все участники. Пока что никто уступать не намерен, но следующие две недели принесут решающие изменения в ситуации, пророчит автор. Марк Галеотти
Москва, Киев, Вашингтон и Брюссель ужесточили свои позиции, утверждая при этом, что хотят положить конец конфликту. Путин, может, и объявил краткосрочное перемирие, но всё зависит от того, кто сморгнет первым.
Необычно, что в этом году западный и православный календари совпали, и Пасха празднуется в один день. Говорят, что Белый дом стремился — быть может, чисто символически — заключить перемирие на Украине именно к этому празднику. Но в воскресенье его отмечают христиане по всему миру, а боевые действия продолжается.
Кремль в субботу неожиданно предложил прекратить все боевые действия на востоке на 30 часов, с 18:00 по местному времени до полуночи понедельника (к слову, данный же жест он сделал и на Рождество в 2023 году). Несмотря на это, Москва одновременно признала, что ее войска продвигаются вперед (освобождение Новомихайловки в ДНР состоялось до начала действия пасхального перемирия. — Прим. ИноСМИ).
И Россия, и США намекают на то, что окно возможностей для переговоров может закрыться. В пятницу вечером президент Трамп заявил, что при отсутствии прогресса может “отказаться” от миротворчества за считанные дни.
По общему мнению, мирный процесс окончательно исчерпает себя к 30 апреля, когда истекают первые 100 дней Трампа в Белом доме. Складывается ощущение, что Москва, Киев, Вашингтон и Брюссель пытаются взять друг друга на слабó, лишь ужесточая свои позиции и отказываясь от реальных компромиссов.
далеко идущие цели Путина
Вопреки предположениям, что Трампа нельзя заставлять ждать вечно, Москва не желает идти ни на какие уступки. Отчасти это связано с очевидной убежденностью Владимира Путина в том, что он выигрывает на поле боя, поэтому даже разговоры о мире выглядят неуместным компромиссом. Кроме того, Кремль мечтает о соглашении гораздо более масштабном, чем просто по Украине.
Спецпредставитель Трампа в России Стив Уиткофф намекнул на это, признав, что переговоры с Путиным коснулись не только украинской территории, но еще и НАТО с взаимной гарантией безопасности для членов альянса по статье 5. Российский президент почуял уникальную возможность перестроить архитектуру безопасности Европы и вернуть Россию в лигу великих держав. Может быть, это заблуждение, но оно в любом случае настолько сильно, что в попытке воплотить его в жизнь Путин, похоже, готов замахнуться на то, чтобы презреть крайний срок 30 апреля.
В Кремле назревает раскол
Не все в Москве с этим согласны. Многие считают, что Путин рискует упустить шанс завершения конфликта на выгодных условиях. В следующем же году условия заметно осложнятся: запасы старых танков еще советских времен, которые можно расконсервировать, закончатся, а Экономика рискует надорваться.
Сейчас развернулась закулисная борьба: “ястребы” и миротворцы соперничают друг с другом за путинское внимание. Вот характерная примета времени: министр иностранных дел Сергей Лавров гневно обрушился на последних, назвав их “пятой колонной”. “Формально они соблюдают лояльность Путину, кивают на всё, что он говорит, но на деле, втихую, саботируют, стараются уничтожить ростки достижений”, — заявил Лавров.
Огромные вложения США, мизерная отдача
Похожий раскол наблюдается и в администрации США. Уиткофф восторженно заявил, что мы “быть может, на грани чего-то очень-очень важного для всего мира”. Однако госсекретарь Марко Рубио предупредил в пятницу, что “если положить конец конфликту на Украине не удастся, нам предстоит двигаться дальше”, и что это решится “за считанные дни”. Сам Трамп позже заявил, что отступится от мирного процесса, если соглашение не будет достигнуто в кратчайшие сроки.
За этим стоит не просто давнишняя борьба между “изоляционистами” и “интервентами”, а зреющая догадка, что “вложения” не стоят затраченных усилий и рискуют не окупиться. Как заметил один британский дипломат, “Трамп хотел быстрой сделки”. Месяц назад движущей силой процесса был Уиткофф, но сегодня он уже не играет ведущей роли, а на первый план выходят скептики, в частности тот же Рубио и спецпредставитель Трампа по Украине Кит Келлог.