Западные товары класса люкс легко доходят до Москвы, несмотря на санкции, удивляется автор статьи для The Times. Почему-то Европу мало волнует эта ситуация. А ведь Китай может взять себе на заметку придуманные Россией способы обхода санкций, бьет тревогу издание.
Из всего, что я видел в этом году, есть один образ, который преследует меня как предзнаменование чего-то зловещего. Как бы странно это ни звучало, это образ очень дорогого автомобиля. Как-то ночью его выгрузили из автовоза на стоянке на границе Грузии и России. несколько часов мы следовали за этим новым черным «рэндж ровером», недавно произведенным в Солихалле, по горной дороге к границе. Далее ему предстоял следующий этап путешествия.
Английские машины (их было две) шли в одной колонне с дорогими автомобилями Mercedes G-wagons, BMW, Porsche и даже Lamborghini, направлявшимися в Россию. Вскоре после того, как их выгрузили на стоянке, каждую из них отвезли на несколько сотен метров к пограничному пункту и переправили через границу России. Там их забирал другой автовоз.
Причина такой сложности этой схемы понятна. На автомобили наложены санкции, и попадать в Россию они не должны. Если таким образом переправлять машины через границу по одной, формально правила не нарушаются. Водители говорят пограничникам, что они едут транзитом в Казахстан. После пересечения границы машины остаются в России. К тому же они не значатся в официальных таможенных документах. С точки зрения учета их нет.
В этом заключался ответ на загадку, которую я пытался разгадать уже несколько месяцев. После начала конфликта между Россией и Украиной и введения санкций на экспорт автомобилей со стороны ЕС и Великобритании (включая определенные запреты на дорогостоящие автомобили) в торговой статистике стало происходить нечто странное. Как и следовало ожидать, экспорт автомобилей из Великобритании в Россию упал до нуля, однако их экспорт в страны Кавказа и Центральной Азии резко вырос.
внезапно Азербайджан, ранее бывший на вторых ролях в торговле автомобилями, обогнал Португалию и Швецию и стал одним из наших крупнейших автомобильных рынков. Английская автомобильная лоббистская группа «общество производителей и продавцов автомобилей» настаивала на том, что в этом нет ничего подозрительного. Согласно таможенным данным, Азербайджан точно не отправлял автомобили в Россию. Однако в Грузии мы наблюдали другую ситуацию. Автомобили следовали по пути, который стали называть евразийской каруселью. Их везут через Кавказ, после чего они попадают в Россию без всякой статистики и учета.
Эта «карусель» продолжает крутиться. На днях компания BMW призналась, что продала «более 100» автомобилей класса люкс в Россию посредством серого рынка. Состоятельные россияне нанимают личных покупателей и контрабандистов, чтобы они ввозили в Москву и Санкт-Петербург предметы роскоши и последние новинки европейской моды.
Может быть, вы подумаете про себя: ну и что? Кого должно волновать, что русские тратят свои деньги на шикарные европейские автомобили и одежду? Они же не собираются превращать сумки или «майбахи» в оружие.
Однако это важно по двум причинам, ни одна из которых не имеет отношения к самим «рэндж роверам». Во-первых, на примере автомобилей видно, что, несмотря ни на какие торговые данные, эти товары действительно попадают в Россию.
В конце концов, автомобили не так просто спрятать, в отличие, например, от компонентов беспилотников. Детали радаров и навигационные устройства легко помещаются в коробки, которые можно перевозить в грузовиках. Согласно торговым данным, мы знаем, что Британия и ЕС в беспрецедентных количествах отправляют на Кавказ так называемые товары двойного назначения, то есть те предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия. Нам известно, что европейские устройства попадают в руки российских военных и используются против украинцев. Если автомобили можно переправить через границу даже днем, то перевозка этих предметов также не представляет сложностей.
Самое печальное, что, несмотря ни на что, такая ситуация мало кого волнует. Согласно опубликованным на прошлой неделе данным, в октябре в Азербайджан было отправлено английских автомобилей на сумму в 23 миллиона фунтов стерлингов. Данный вопрос даже не поднимался, когда Кир Стармер посетил Азербайджан для участия в 29-й сессии Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (CОР29). Английский Департамент по налогам и таможенным сборам выписал лишь несколько штрафов и отказался публиковать информацию о том, какие компании нарушили правила.
Даже если английское правительство кажется несколько равнодушным к такому гибкому режиму санкций, есть по крайней мере одна страна, которая внимательно следит за тем, что происходит на границе Грузии и России. Речь идет о Китае. Как известно, Пекин создал межведомственную группу для изучения того, как Россия обходит санкции Запада в отношении товаров и финансовых активов.