Нью-Дели и Пекин пытаются восстановить связи, пишет The Print. Отношения между странами — пусть и напряженные —были намного более стабильными, чем взаимодействие США с другими державами. Поэтому геополитически оградиться от Запада и Америки в этом вопросе — полностью в интересах Индии, уверен автор.
Зоравар Даулет Сингх (Zorawar Daulet Singh)
Череда встреч на высшем уровне в последние недели намекает на то, что индийские и китайские лидеры ищут выход из четырехлетней тупиковой ситуации, сложившйся на границе в Гималаях. С 2020 года индийско-китайские отношения находятся в стадии взаимной антипатии, неопределенности и минимального дипломатического взаимодействия. После смертоносных столкновений в июне 2020 года обе стороны развернули вооруженные силы в непосредственной близости от пограничных районов, причем в таких масштабах, каких не наблюдалось даже в эпоху холодной войны.
Вчера Министерство иностранных дел Индии объявило, наконец, о прорыве в пограничном противостоянии. Были согласованы новые меры по патрулированию, которые приведут к выводу вооруженных сил из передовых районов, относящихся к ключевым проблемным областям вдоль индийско-китайской границы. Ожидается, что в конечном счете данный процесс приведет к деэскалации и возвращению вооруженных сил на места дислокации в мирное время, знаменуя собой окончание кризиса.
Выбор времени для принятия данной резолюции интересен ее связью с крупными потрясениями в мировой политике и экономике, которые сформировали более широкий контекст, лежащий в основе внезапного успеха индийских и китайских переговорщиков в разрубании гордиева узла.
Геополитика
Стремительно развивающийся международный порядок побуждает политиков обеих стран задумываться о путях выхода из тупика. Ключевым фактором является то, что отношения Индии и Китая на удивление спокойны по сравнению с бурными и насильственными изменениями в международной системе, произошедшими за последние несколько лет. По иронии судьбы, даже враждебное состояние индийско-китайских отношений было более мирным, стабильным и предсказуемым, чем между другими великими державами. США и Россия вовлечены в разрушительную прокси-войну, которая во многих отношениях хуже, чем их противостояние времен холодной войны. США и Китай погрязли во взаимном недоверии и неопределенности.
Ключевым фактором, заставившим Индию пересмотреть свою позицию, стала связь между США и нестабильным состоянием индийско-китайских отношений. Соответствующий вопрос индийские политики регулярно задают себе с 2020 года. Ответы же приводят в замешательство.
С каждым днем все очевиднее, что отношения с США становятся все более конструктивными. Если когда-то считалось общепринятым утверждать, что у США есть ключи к решению индийско-китайской проблемы, то сегодня это уже не столь очевидно. Вашингтон дал понять, что считает Индию скорее полезным инструментом в будущей конфронтации с Китаем, чем крупной державой с собственными законными геополитическими интересами и устремлениями.
Такое потребительское отношение выбивает из колеи многих индийцев, которые беспокоятся не только о том, что США не смогут поддержать жесткую позицию в отношении Китая в случае серьезного столкновения в Гималаях, но и о том, что Индия может быть втянута в смертельный американо-китайский военный конфликт в западной части Тихого океана. Еще сильнее ситуацию усложняет то, что США утратили военное превосходство над Китаем в плане обеспечения безопасности в Азии без согласия Пекина. И изменить эти фундаментальные реалии будущий хозяин Белого дома не сможет.
Если США не изменят баланс сил в пользу Индии, а только внесут свой неоднозначный вклад в обострение отношений с Китаем в сфере безопасности, то индийским политикам следует максимально изолировать их геополитически.
Это серьезный аргумент в пользу безопасности. Национальные интересы Индии требуют такого управления отношениями с Китаем, которое соответствовало бы быстро меняющейся международной обстановке.
Начиная с 1950 годов, было несколько случаев, когда более широкий геополитический контекст определял практическое развитие индийско-китайского соперничества. Были периоды разрядки, временных соглашений, холодной войны, контролируемой конкуренции, мирного соперничества и сотрудничества. И хотя структурная реальность индийско-китайских проблем никогда полностью на этих этапах не отсутствовала, обе стороны приспосабливались к метаморфозам мирового порядка. Нью-Дели и Пекин прагматично поддерживали отношения в гораздо более напряженные и идеологически враждебные периоды, чем нынешний, потому что так было лучше для обеспечения их национальных интересов. Эта история управления конфликтами, конкуренцией и сотрудничеством должна стать для современных политиков тонко организованным шаблоном.