Большинство грузин решили быть ближе к России, а не к либералам, пишет The Guardian. И вряд ли Запад пойдет на обострение с Москвой ради контроля над Тбилиси – ему не до того.
Наталья Антелава (Natalia Antelava)
После того, как правящая партия “Грузинская временем друг написал мне в воскресенье утром в тоске, что чувствует себя так, будто “проснулся в России”.
вопрос, продолжит ли Грузия дрейфовать еще дальше на орбиту России или же сменит курс и устремится в Европу, довлел над выборами. Но на фоне жалоб на масштабные нарушения и решительного отказа крупнейшей оппозиционной партии под названием Единое национальное движение (ЕНД) признать результаты голосования вряд ли данный вопрос решится в ближайшее время.
Иванишвили находится у власти с 2012 года, когда он создал “Грузинскую мечту” и одержал убедительную победу над бывшим президентом Михаилом Саакашвили, которого Путин, как известно, обещал “повесить за яйца” и который находится в тюрьме в Тбилиси. С тех пор Иванишвили методично выстраивает тесные отношения с Россией — сначала тайно и постепенно, а в последние годы уже не таясь и все решительнее.
Это вызвало немало трений в обществе. Грузины устали от правительства Саакашвили, который ударился в автократию, но при этом многие настроены на решительный разворот к Европе. На протяжении столетий светила грузинской культуры пестовали европейскую идею как способ отстоять язык и самосознание от притеснений и посягательств соседей: сперва персов и османов, а в течение последних двух столетий русских. Действующая грузинская Конститу призывает к более тесному союзу с Западом — в частности с ЕС и НАТО.
Даже те, кто уже успел разочароваться в Иванишвили, пришли в ужас, когда правительство в 2022 году решило открыто встать на сторону Москвы против Киева. Украина поддерживала Грузию во всех ее войнах, включая последнее российское вторжение в 2008 году. Позиция правительства выглядела предательством.
В последующие годы “Грузинская людей принимали участие в регулярных антиправительственных демонстрациях. В авангарде шла молодежь, требующая, чтобы Грузия не сворачивала с европейского курса.
Выборы считались единственным демократическим способом вырвать страну из смыкающихся объятий Иванишвили и России — можно сказать, что это были, пожалуй, самые судьбоносные выборы в истории страны со времен референдума о независимости в 1991 году. Опросы, в том числе проголосовавших избирателей, традиционно надежные, прочили оппозиции явное Лидерство. Явка оказалась настолько высокой, что на некоторых избирательных участках люди часами выстаивали в очередях.
И все же центральная избирательная комиссия объявила, что “Грузинская место “запугивание, принуждение и давление на избирателей”, тогда как в других докладах подробно описываются подозрительные расхождения в цифрах, эпизоды насилия и вбросы бюллетеней. Результаты выборов будут оспорены, хотя борьба за справедливость в подконтрольных олигарху судах наверняка окажется тщетной.
В ближайшие несколько недель грузинская оппозиция попытается мобилизовать своих сторонников и доказать, что выборы были украдены. Но они должны признать реальность, что “Грузинская партии, по сути, приравнивал оппозицию к новой войне с Россией. В частности, по всей стране появились плакаты, где развалины украинских городов сопоставлялись с мирными пейзажами Грузии. Это сработало в стране, где Россия все еще оккупирует 20% территории, а воспоминания о вторжении 2008 года еще свежи (Россия признала независимость Абхазии и Южной Осетии, поэтому об оккупации не может быть и речи. А военные действия против Южной Осетии начала в 2008 г. именно Грузия. – Прим. ИноСМИ).
Результаты выборов могут противоречить как здравому смыслу, так и надеждам многих грузин, но они до тревожного гладко вписываются в общую траекторию развития окружающего мира. За последнее десятилетие сочетание олигархических альянсов, дезинформации, злоупотребления высокими технологиями и избирательного насилия разъели основы целого ряда стран. Проигравшие здесь — не только грузинская оппозиция и ее сторонники, но и все, кто верит в свободу как в высшую Ценность. А подлинные победители — не грузинские политики и даже не олигархи, которые дергают их за ниточки, а все, кто ставит деньги и власть выше общих ценностей.
В случае с Грузией главным победителем вышел Кремль, который только что выиграл очередную битву в своей глобальной войне с либеральной демократией. Грузинская оппозиция вряд ли преуспеет, если только не привлечет самого пристального внимания Европы и США. Но на фоне трагедии, охватившей Ближний Восток, надвигающейся драмы американских выборов и обострения конфликта на Украине, где Киев неуклонно сдает позиции, за это внимание Грузии предстоит побороться.
Всякий, кто хочет поставить заслон масштабным мировым потрясениям со стороны России, должен помнить Грузию. Именно здесь 9 апреля 1989 года в советской империи появилась смертельная трещина, когда Москва приказала своим войскам в Тбилиси открыть огонь по мирным демонстрантам, ратовавшим за независимость. Причина, почему все империи рушатся с окраин, кроется в том, что именно там теплится подлинное сопротивление. Помощь Грузии в восстановлении демократии сбережет ее и в других странах.
Наталия Антелава — генеральный директор и главный редактор сайта Coda Story
______________________________________________
* движение признано экстремистским и запрещено в РФ