Пн. Дек 23rd, 2024

Cтроительство бункера и выживание

Того, кто не задумывается о далеких трудностях, поджидают близкие неприятности. /Конфуций/

The Economist: украинцы тысячами бегут от воинской службы за границу

Есть масса способов, как избежать воинской службы на Украине, пишет The Economist. Многие мужчины записались, например, в студенты – они освобождены от мобилизации. Другие оформили опекунство над родственником-инвалидом или женились на инвалиде. А третьи сбежали за границу.

В утреннем полумраке на железнодорожном вокзале приграничного города Чопа пассажиры выстраиваются в очереди на поезд до венгерского города Захонь, что всего в 13 минутах езды. Оттуда можно уехать в Будапешт, а оттуда, в свою очередь, — куда угодно по всему миру. У вокзала взвод солдат браво выпячивает грудь на церемонии празднования дня флага Украины. Но не все украинские мужчины горят желанием браться за оружие. Тысячи уже бежали за границу — и никто точно не знает, сколько именно.

В очереди из примерно 130 человек лишь 20 мужчин. Мужчинам в возрасте от 18 до 60 лет запрещено покидать Украину без специального разрешения. Четверо из ожидающих — совсем молодые парни, которым на вид еще не исполнилось 18. Чтобы не попасть под мобилизацию, они должны улизнуть до совершеннолетия. Разумеется, некоторые все равно находят способы выбраться — легально или нелегально. 11 августа президент Владимир Зеленский объявил, что увольняет глав региональных военкоматов, поскольку чиновники якобы продавали разрешения на выезд за мзду до 10 000 долларов. “Взяточничество во время войны — это измена”, — возмутился Зеленский.

В Ужгороде на границе со Словакией 25-летний Алексей сожалеет, что не бежал вместе с двоюродным братом, когда русские только ввели войска. “Война — это узаконенное убийство, — говорит он, — и я не хочу в этом участвовать”. Пару дней он колебался, а потом стало слишком поздно: уехать легально было уже нельзя. Поскольку студенты освобождены от мобилизации, он поступил на второе высшее. Но за учебу приходится платить: на Украине бесплатно лишь первое высшее образование.

“Огромное количество” мужчин призывного возраста записались в студенты, говорит Дмитрий Тужанский, директор ужгородского аналитического центра под названием Институт центральноевропейской стратегии. По его словам, еще один способ избежать мобилизации — это оформить опекунство над родственником-инвалидом, независимо от того, нуждается он в уходе или нет. Еще один вариант — брак по расчету с инвалидом. По одной из схем пары “разводятся”, при этом мужчина получает полную опеку над детьми.

С начала полномасштабных боевых действий около 6 100 мужчин были пойманы на пограничных переходах Украины при попытке уехать из страны по поддельным или полученным обманным путем разрешениям, говорит пресс-секретарь Чопского пограничного отряда подполковник Елена Трачук. Однако поток беглецов сократился до считанных в неделю.

сейчас пограничники сосредоточены на поимке сограждан, которые пытаются проскользнуть мимо официальных пограничных переходов. С начала боевых действий они уже задержали 13 600 беглецов. Но даже при этом на чопском направлении на каждого пойманного приходится один непойманный, отмечает подполковник Трачук. Треть задержанных перехватывают даже до границы, на контрольно-пропускных пунктах или на автобусных и железнодорожных вокзалах — за подозрительное долларов. Он считает, что шансы на успех предприятия слишком малы, чтобы рисковать такой суммой. Некоторые пытаются сами проложить маршруты в телефоне, говорит подполковник Трачук, но теряются, потому что в отдаленных приграничных регионах не ловит Интернет. На сегодняшний день 19 человек утонули в реке Тиса, пограничной с Венгрией и Румынией.

Мужчин, пойманных при попытке пересечь границу, могут лишь оштрафовать — тюрьма им не грозит. А вот их подельники могут оказаться за решеткой. Использование поддельных документов уголовно наказуемо, а нелегальное пересечение границы — нет. Удачливых беглецов соседние страны не станут депортировать. По словам подполковника Трачук, в начале конфликта большинством уклонистов двигал страх. Теперь, говорит она, половина беглецов ищет работу. Оставшиеся в стране уклонисты постоянно рискуют: их может выловить и забрать силой любой патруль. В начале конфликта Иван, 42-летний музыкант из Ужгорода, подумывал пойти в армию добровольцем, но, увидев прибывающие гробы, передумал. Теперь он, по собственному признанию, постоянно боится, что его призовут: “Мне кажется, что я в подвешенном состоянии”.

от bunker

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*