Пн. Сен 16th, 2024

Cтроительство бункера и выживание

Того, кто не задумывается о далеких трудностях, поджидают близкие неприятности. /Конфуций/

TAC: второй срок Урсулы фон дер Ляйен приведет ЕС к автократии

Председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен ведет ЕС по опасному пути автократии и федерализма, пишет TAC. Она намерена идти на второй срок, и у нее уже есть планы по дальнейшей централизации власти в Брюсселе. Ее кандидатура вызывает большие споры в Европе, отмечается в статье.

Адриэль Касонта (Adriel Kasonta)

Пребывание Урсулы фон дер Ляйен на посту председателя Европейской комиссии носит поистине бурный характер. Ее печально известная поездка в Израиль, омраченная дипломатическими ошибками и противоречиями, лишь подчеркнула растущее недовольство среди дипломатов ЕС. Даже главный из них, Жозеп Боррель, осмелился выступить с редким для него публичным упреком, поставив под сомнение Право фон дер Ляйен представлять взгляды ЕС на внешнюю политику. Такое открытое несогласие подчеркивает раскол внутри руководства блока и подрыв доверия к способности фон дер Ляйен ориентироваться в сложностях стремительно меняющегося мира.

Страсти вокруг ее первого срока никак не утихнут, и все очевиднее тот факт, что фон дер Ляйен ведет ЕС по опасному пути, отмеченному автократией, федерализмом и растущим отрывом от демократических корней, лежащих в основе европейского проекта. Замаячивший призрак невыбираемой политической элиты, которая диктует судьбу стран-членов, бросает сторону милитаризации и роста военных затрат. Мощным фактором здесь выступают амбиции по созданию единой армии ЕС, которые ускоряют процесс федерализации и еще больше посягают на суверенитет государств-членов.

Впервые о необходимости разрешения кризисов независимо от вооружённых сил ООН и НАТО фон дер Ляйен заявила в 2021 году. «На местах наши солдаты работают бок о бок с полицейскими, адвокатами и врачами, гуманитарными работниками и правозащитниками, учителями и инженерами, но нам необходим собственный оборонный союз», — заключила она.

В том же году они с председателем Евросовета Шарлем Мишелем и генеральным секретарем НАТО Йенсом Столтенбергом подписали соглашение о сотрудничестве между ЕС и НАТО. Более того, переход фон дер Ляйен от «зеленой» повестки к военной может выявить формирующуюся тенденцию к приоритетности геополитических интересов над глобальной устойчивостью.

Данной трансформацией движут два пересекающихся фактора: недовольство европейского населения климатической политикой и отношение к Европе со стороны Соединенных Штатов, которые хотят от нее более серьезного участия в глобальной борьбе за сторону военной мощи евробюрократ-популистФон дер Ляйен как раз адаптируется к этому недовольству.

В то же время разворот США в сторону Азии якобы с целью сдерживания Китая оставил пустоту в европейско-американских отношениях. Призыв к Европе продолжать украинскую опосредованную битву от имени Вашингтона, не будучи зависимой от США, но инвестируя в американскую военную технику, является сменой парадигмы. В этом новом геополитическом ландшафте фон дер Ляйен, похоже, готова отказаться от защиты климата ради военного альянса, и это решение чревато последствиями для хрупкого баланса между экологической устойчивостью и расстановкой сил в мире.

Идея единой внешней политики ЕС — не более чем фасад, и то в лучшем случае. Как проницательно заметила Маргарет Тэтчер: «Европа была создана историей. Америка — философией». Внешнеполитический выбор европейских стран формируется разнообразием их исторического опыта, делая идею единой позиции ЕС по международным делам неправдоподобной. Разногласия между государствами-членами подчеркивают внутреннюю напряженность между национальным суверенитетом и наднациональными амбициями.

Несмотря на грандиозные устремления и риторику, под руководством фон дер Ляйен внешняя Политика ЕС не просто не принесла стратегических выгод — особенно это касается попыток ослабить Россию и разрешить конфликты на Украине, — но и почти полностью разрушила европейскую экономику.

Россия два года подвергалась жестким санкциям, направленным на ослабление ее экономики, но та неожиданно для всех выросла на 3,6% в 2023 году, что оказалось выше темпов роста экономик «большой семерки». В текущем году МВФ пересмотрел прогноз роста ВВП России до 2,6%, что на полтора процентных пункта больше его же прогноза в октябре прошлого года.

Более того, Россия обогнала Германию, став пятой крупнейшей экономикой мира и крупнейшей в Европе с показателем в 5,3 триллиона долларов. Вместе с тем из-за энергетического кризиса, вызванного ухудшением отношений с Москвой, сама Германия теряет титул индустриальной сверхдержавы. В ближайшие годы это серьезно скажется на экономическом положении всего региона.

Изображать Россию угрозой — удобный предлог для консолидации власти в Брюсселе и подрыва суверенитета стран-членов под видом большего федералистского единства. Демократия выступает лишь жертвой в стремлении Брюсселя к более масштабному видению, в результате чего европейские граждане теряют Право голоса в процессе определении курса собственного континента.

В конце прошлого года Комитет Европарламента по конституционным вопросам (AFCO) сделал смелый шаг по пути европейской федерализации и предложил амбициозное изменение основополагающего Договора ЕС. Содокладчиками стали Гай Верхофштадт (Guy Verhofstadt), Свен Симон (Sven Simon), Габриэль Бишофф (Gabriele Bischoff), Даниэль Фройнд (Daniel Freund) и Хельмут Шольц (Helmut Scholz), а сам проект направлен на изменение институциональной структуры Евросоюза с потенциальными изменениями его правовой природы.

Видение AFCO основано на основополагающих документах европейского федерализма: Манифесте Вентотене (предполагал объединение европейских стран в единую федерацию соединенных штатов Европы, дабы предотвратить новые войны. — Прим. ИноСМИ) и Декларации Шумана (реализация которого привела к созданию предшественника ЕС в лице Европейского объединения угля и стали. — Прим. ИноСМИ). Предлагаемая реформа рассматривается как ответ на геополитические вызовы и будущее расширение ЕС, охватывая три ключевые темы: переоценка институционального баланса ЕС, расширение его компетенции в ключевых областях и усиление надзора за политической жизнью стран-членов. Фон дер Ляйен стремится подготовить блок к новому уровню ответственности в области внешней политики, безопасности и обороны, что является одной из причин принятия изменений в Договоре.

Перед лицом таких проблем первостепенное быстро меняющегося геополитического ландшафта, необходимость поддержки суверенитета и свободы действий государств-членов не должна омрачаться утопическими идеями о наднациональном единстве при автократическом правлении.

Фон дер Ляйен в прошлогоднем обращении «О положении Евросоюза» превратила традицию объявления законодательной повестки дня в прелюдию к собственной кампании по переизбранию в июне 2024 года. Если проводить параллели с давней американкой традицией ежегодного обращения президента к народу, то речь фон дер Ляйен удивительный образом сместила акцент с коллективного «мы» к более эгоцентричному «я».

В ней фон дер Ляйен раскрыла амбиции на второй срок и объявила о новых ролях, процедурах и назначениях для консолидации под ее руководством полномочий по принятию решений. Примечательно учреждение должности подчиняющегося непосредственно ей посланника ЕС по вопросам малых и средних предприятий (МСП), которое вызвало опасения по поводу роста дефицита демократии, если предпочтение будет отдаваться корпоративным интересам, а не мнению НПО и групп гражданского общества. На грядущем съезде Европейской народной партии (ЕНП) в Бухаресте фон дер Ляйен будет добиваться официального одобрения своего второго срока, в связи с чем не утихают дебаты вокруг ее легитимности и демократических принципов ЕС.

Еще сильнее спорный характер руководства фон дер Ляйен подчёркивает бывший председатель Европарламента Мартин Шульц (Martin Schulz), которому принадлежит идея о кандидатах-фаворитах (Spitzenkandidaten). Он утверждает, что ее назначение в 2019 году произошло в обход этого процесса Spitzenkandidat и стало ошибкой, подорвавшей демократический имидж ЕС. Он считает ее «фальшивым» фаворитом и призывает к отставке с поста главы Еврокомиссии.

В гонке за статус кандидата от европейских социалистов лидером является Николас Шмит из Люксембурга, заручившийся поддержкой как испанской, так и немецкой фракций внутри партии европейских социалистов. В настоящее время 70-летний комиссар ЕС по вопросам занятости и социальных прав является единственным официальным кандидатом на эту должность. Его поддерживают немецкая социал-демократическая партия и испанские социалисты.

Европейские левоцентристы столкнулись с трудностями при выборе кандидата после ухода тяжеловеса Франса Тиммерманса (Frans Timmermans). другой социалист, Марош Шефчович (Maros Sefcovic), не пользуется авторитетом за пределами Брюсселя и вызывает вопросы из-за своего словацкого происхождения. Отсутствие однозначных кандидатов еще больше усложняет стремление социалистов представить убедительную альтернативу фон дер Ляйен.

Поддастся ли Европа очарованию автократии и федералистскому порыву или же вновь подтвердит приверженность демократическим принципам и суверенной свободе действий? Ответ следует искать не в брюссельских кулуарах власти, а в сердцах и умах европейских граждан — обладателей реальной власти определять судьбу континента. Все зависит от их отношения ко второму сроку Урсулы фон дер Ляйен, в ходе которого она наверняка укрепит позиции «американского президента Европы».

Адриэль Касонта — лондонский консультант и юрист по политическим рискам. Публиковался в изданиях Forbes, CapX, National Review, The National Interest, The American Conservative и Antiwar.com

от bunker

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*