Согласно последнему опросу общественного мнения, поддержка военной помощи Украине среди шведов упала с 93% до 77% всего за несколько месяцев, сообщает Шведское телевидение. Та же тенденция наметилась и в соседних странах.
Симон Круна (Simon Krona)
Помимо прочего, респондентов спросили об отклике ЕС на боевые действия России против Украины.
Опрос состоялся в августе 2023 года, а результаты были опубликованы месяцем позже, в сентябре.
Насчет финансовой и военной помощи Украине среди шведов давно воцарилось прочное согласие. Но летом 2023 года ситуация несколько изменилась.
Причем показательно, что та же тенденция наметилась и в соседних странах.
Ранее шведы поддерживали Украину с величайшим энтузиазмом во всем блоке (процент сторонников в течение года стабильно держался в районе 90%), но теперь поддержка внезапно рухнула до 77%.
Та же тенденция наблюдается и в соседних странах. Среди датчан поддержка упала с 89% до 76% роцентов. правда, в Финляндии падение оказалось меньше: с 89% до 83%.
Тенденция рискует продолжится
Политолог из Института иностранных дел Калле Хоканссон не исключает, что цифры продолжат падать, поскольку опрос проводился до начала войны между ХАМАС и Израилем.
“Когда все больше вопросов обостряются и вызывают живой отклик общественности, разумеется, это влияет на дальнейшую военную поддержку Украины”, — говорит он.
Процент респондентов, одобряющих дальнейшую военную поддержку Украины (по сравнению с маем-июнем 2023)
Всего по ЕС: 57 (-7)
Швеция: 77 (-16)
Дания: 76 (-13)
Финляндия: 83 (-6)
Германия: 51 (-11)
Эстония: 80 (+16)
Франция: 55 (-3)
Ниже всего поддержка оказалась в Сербии (20%).
“Сербия — страна славянская и православная, у нее к тому же давние культурные связи с Россией, начиная еще с XIXвека, в том числе и между церквями. Так что тут ничего удивительного”, — комментирует Хоканссон.
В соседней Болгарии доля сторонников военной поддержки Украины составила 30%.
“Тут мы имеем нечто похожее. Есть политические связи. Тоже похожие славянские языки. И тоже религиозная близость. Вообще, это одна из тех европейских стран, что ближе всего к России в смысле культуры и ценностей”, — отмечает Хоканссон.
Невелик процент сторонников оказался и на Кипре (36%).
“Это одна из тех стран с сильными экономическими связями с Россией еще с 90-х. На Кипре зарегистрирована масса российских компаний. В кипрских банках хранится немало российских денег. И я подозреваю, что на российский Капитал приходится солидная часть кипрской экономики”, — объясняет Хоканссон.
В соседней с Украиной Словакии за дальнейшую поддержку Киева высказались лишь 37% респондентов.
“Это интересный случай. Народная поддержка Украины здесь невелика. Но при этом относительно своих размеров и экономической мощи она помогла Украине больше всех. Правда, есть риск, что после выборов на смену либеральным силам у власти придут националисты”, — говорит Хоканссон.
Зато в Португалии доля сторонников Украины составляет целых 90% — гораздо больше, чем в соседней Испании (60%).
“Португалия вообще считается более прозападной и проамериканской. Она верный член НАТО. Испанию же захлестнул приток российских олигархов. Они тратят там много денег, покупают недвижимость и так далее. Кроме того, принято считать, что испаноязычный мир, в том числе Латинская Америка, более восприимчив к российской пропаганде”, — комментирует ученый.
В Швеции поддержка Украины ранее была высочайшей в Европе.
“Думаю, тому есть несколько объяснений. Во-первых, российская дезинформация и пропаганда в Швеции практически не пробиваются. Считается, что у нас к ней высокая сопротивляемость. Кроме того, есть политическое и общественное согласие, что Россия представляет собой угрозу. Кроме того, для многих это продолжение нашего активного участия в делах Прибалтики в 1990-х. Многие считают, что это логичное следствие — помогать странам, которым угрожает Россия”, — заключил Хоканссон.