Когда у потерпевших нет решительно никакой пиротехники, нет материала для производства сигнальных зеркал и даже ткани на флаги-сигналы, они не беспомощны. У их есть спички и дрова и, означает, есть возможность разжечь костер. Эффективность сигнального костра находится в зависимости от места его разведения. Понятно, что, если упрятать костер в лесную чащобу либо на дно ущелья, толку от него будет малость. И напротив, костер, разложенный на открытой, отлично просматривающейся с земли и воздуха местности — высоком голом холме, опушке леса, большой поляне, безлесном островке среди водоема, возвышающейся над лесным массивом горе — виден издалека.
Отмечены случаи, когда в ясные, тихие дни вертикальные дымовые столбы были различимы на расстоянии, более 50 км! Правда, и костры эти были соответственного масштаба. Костер — самый обычный и, наверняка, самый старый метод сигнализации. Издревле вояки на далеких заставах при приближении неприятеля поджигали заблаговременно заготовленные вязанки хвороста, и яркий огонь на верхушке холмика либо столб дыма, поднявшийся в небо, сигнализировал об угрозе.
Лучше приготовить не один костер, потому что его наблюдающий может принять за случайный, а несколько, расположив их в форме какой-либо геометрической фигуры. К примеру, три костра, расположенные друг от друга в трехстах метрах и образующие треугольник, либо те же три костра, вытянутые по прямой полосы, являются интернациональным сигналом бедствия. А 5 костров, расположенных в форме буковкы Т, указывают на место неопасной посадки. Этой буквой размечали посадочные полосы еще партизаны во время Российскей войны.
В любом случае расстояние меж кострами должно быть не меньше 30 — 50 м. Около каждого костровища нужно сложить дополнительный запас дров. В этом случае экономить силы и время не стоит. Пусть лучше пропадут впустую несколько кубов заготовленных дров, чем в самый ответственный момент для поддержания огня не отыщется сухого полена. Во время сильного снегопада либо дождя костровище и запасные дрова нужно защитить от намокания, накрыв кусочком полиэтиленовой пленки, тканью либо толстым слоем елового лапника.
При устройстве сигнального костра в дождливую, непогожую погоду его лучше сделать двойным. На нижнем ярусе, на высоком дровяном настиле, приготовить растопку и сухие поленья, а верхний, который должен образовать влагозащитную крышу, выложить из сухого лапника либо из ветвей деревьев лиственных пород с подсохшими листьями. По мере надобности растопка поджигается и, в свою очередь, поджигают «крышу».
На огромных незалесенных полянах допустимо сооружать сигнальные факелы-костры. Для этого раздельно стоящее, лучше хвойных пород, дерево под нижними ветками обкладывается со всех сторон растопкой, которая в момент прохождения самолета поджигается. Вспыхнувшая крона дерева дает очень мощнейший, далеко приметный световой факел. Применяя таковой метод аварийной сигнализации, следует самым тщательным образом соблюдать противопожарную безопасность — очистить место около дерева от сухой травки и валежника, убедиться, что даже при самом сильном ветре подхваченные им искры не достигнут лесного массива. Удобнее всего, когда с подветренной стороны такового дерева-факела размещен большой водоем, идеально- если оно вырасло на лишенном растительности полуострове.
На переувлажненной почве, тем паче на болоте, нужно сконструировать высокий помост, изолирующий горючее костра от воды. В особенности отлично приметны костры, разложенные на плотах, стоящих на якорях среди водоема. Для того чтоб бревна плотов не зажглись, их сверху нужно выложить камнями либо подушкой из земли, песка. В густолесье, где практически отсутствуют свободные от деревьев и кустарника места, таковой метод костровой сигнализации бывает единственно возможным.
В конкретной близости от костровищ нужно оборудовать круглосуточный наблюдательный пост, где разжечь и поддерживать неизменный огнь в маленьком запальном костре. При появлении самолета, проплывающего по реке либо морю судна, хоть какого другого транспортного средства либо людей при помощи углей и пылающих поленьев, вытащенных из «запального» костра, быстро разжигаются огромные сигнальные костры. Сам «запальный» костер в этот момент заваливать дополнительным топливом не следует, а нужно попробовать раздуть пламя либо несколькими ударами по пылающим дровам поднять сноп искр.
Одиночный костер рекомендуется временами прикрывать кусочком ткани либо пучком лапника, в последнем случае загораживать своим телом. Прерывающийся сигнал направляет на себя больше внимания, чем неизменный. Таким же методом можно передавать сигнал бедствия при помощи азбуки Морзе.
В ясную, солнечную погоду хорошо приметен белоснежный клубящийся дым. Для его получения в разгоревшийся костер подбрасываются сырые ветки, мох, травка. В облачную погоду лучше виден черный дым — в огонь добавляются зеленые листья, кусочки резины, покрышки и камеры от колес автотранспорта, пластик, еловый лапник, сырой мох, промасленные тряпки. В непонятных случаях лучше давать комбинированный сигнал — белоснежный и черный дым от 2-ух близко расположенных друг к другу костров.
В пустынной местности для подачи дымового сигнала можно использовать емкости, наполовину заполненные песком, пропитанным смазочными материалами, соляркой, бензином. Ночь можно поджигать собранную и связанную в пучки сухую травку, кустарник. Ярко пылающий в ночи костер пилот пролетающего самолета либо вертолета может увидеть за 20 км. При наблюдении с земли костер виден за 8 км. Нужно сказать, хорошая результативность у настолько архаичного сигнального средства.
Да и здесь собственный недостаток имеется. Всем неплох сигнальный костер, вот только с собой его не унесешь. А жалко! Самолет стремительно летит, ему не крикнешь: «Эй! Погоди маленько! Я только дров нарублю да костер разожгу!»
Услышишь шум моторов, начнешь хворост разламывать, а самолета уже нет. Что же делать? На этот случай дальновидный потерпевший, до того как отправиться в путь, заготовит несколько факелов. Кстати, они и от зверя уберечься помогают, и костер под дождиком развести. Чтоб сделать сигнальный факел, нужно с нестарой, лучше погибшей, березы надрать побольше сухой бересты. Свернуть ее в свободный свиток и насадить на длинную палку. Таковой берестяной факел будет пылать очень долго, давая вокруг себя яркий, ровный свет. Если им размахивать над головой либо временами закрывать пламя, сигнал будет более заметен. Длительность горения факела и интенсивность свечения зависят от количества бересты, толщины и плотности свитка. В последнем случае в качестве простого факела можно использовать пучок из 2-3 заблаговременно припасенных сухих еловых лап.
В пустыне факел изготовляется из пустой консервной банки, привязанной к палке и заполненной песком, пропитанным бензином либо соляркой. Днем для получения густого дыма в банку нужно дополнительно плеснуть масла либо кинуть несколько маленьких кусков резины. Ночью — использовать чистый бензин либо другое горючее, дающее сильное пламя.