Самое интересное в занятиях футуризмом, конечно, сами прогнозы. Нет ничего лучше, чем всласть помечтать о грядущем. На основании научных данных, длительных наблюдений и смелых экстраполяций, разумеется. Чем подробнее оно описано, тем интереснее в него погрузиться.
Правда, сами прогностики постоянно оговариваются: их работа — не предсказание в чистом виде, а всего лишь попытка создать непротиворечивую картину мира из имеющегося материала.
Спецслужбы раскололись
Как бы ни верили иные политики в силу астрологии и карт Таро, когда им нужно узнать нечто о ближайшем будущем, скорее всего они пойдут прямиком в службу внешней разведки и зададут им свои вопросы. А те, используя доступные им мощности, постараются дать на них полные и исчерпывающие ответы.
Скажем, в Соединенных Штатах при ЦРУ имеется Национальный разведывательный совет, призванный строить прогнозы на ближайшие годы. Когда НРС начинает работу над подобным прогнозом, он не ограничивается собственными силами, а привлекает различных неправительственных экспертов, проводит обширные консультации с учеными и футурологами из других стран (чтобы получить более объективную картину).
Результат (с грифом “секретно”) отправляется в управляющие структуры США для подробного изучения. Однако в свете предстоящих глобальных изменений, которые коснутся решительно каждого человека на планете, или по другой, неизвестной нам, причине НРС решил рассекретить все подготовленные обзоры. А последний — “Проект-2020" — так и вовсе переехал на специальный сайт, чтобы все заинтересованные люди могли принять участие в продолжающемся диалоге о судьбах Земли 2020 года.
Глобализацию не остановишь
К этому времени, как полагает НРС, в мире может реализоваться один из четырех подробно разработанных его специалистами сценариев. Первый условно обозначен как “Давосский мир”. Глобализация успешно продолжается, и в процесс активно включились новые игроки: Индия и Китай. Темпы роста их экономик давно превысили европейские показатели и стремительно нагоняют американские. Их обширные внутренние потребительские рынки привлекают бизнесменов со всего мира. Они являются самыми населенными странами планеты, при этом уже давно не экспортируют рабочую силу, предпочитая направлять ресурсы на развитие собственных мощностей.
Они также преуспели в освоении наукоемких технологий, увеличили свое политическое влияние как в регионе, так и во всем мире. Их военная мощь вызывает нешуточное беспокойство соседей (в особенности Японии), и даже США начинают потихоньку тревожиться. Финансовый центр мира смещается из Европы в Азию. Африканские страны к северу от Сахары чувствуют себя вполне сносно, те, что южнее, испытывают серьезные проблемы с интеграцией в глобальное пространство.
Россия по-прежнему является одним из крупнейших поставщиков нефти и газа (и имеет на этом поле стратегический альянс с Китаем), однако и ее, и другие страны с сырьевой экономикой (Венесуэла, Арабские Эмираты, Саудовская Аравия) подстерегает опасность глубокого кризиса. Чтобы избежать его, нужно переориентировать экономику на высокие технологии, уже победившие в развитых государствах. Зона нестабильности в бедных мусульманских странах по-прежнему беспокоит основных участников глобализации, однако общее повышение уровня жизни дает надежду, что проблему исламского терроризма со временем можно будет снять.
Главные угрозы, которые могут помешать осуществить этот сценарий, — внешние обстоятельства (изменения климата, эпидемии наподобие SARS или СПИДа), демографические и социальные проблемы в ведущих странах (например, на рубеже 20-х годов этого века Китай ожидает стремительное старение нации) и вообще любые препятствия на пути победного шествия глобализации.
Правь, Америка, мирами
Второй сценарий был назван Pax Americana. В нем Америка остается в центре мировой политики и пытается провести в жизнь принцип “золотого миллиарда”, при котором пять шестых населения планеты трудятся на благо оставшейся части. В качестве платы за работу Америка берет на себя обеспечение глобальной безопасности, что включает в себя военное присутствие в большинстве “горячих точек”. При этом у нее наблюдаются определенные политические расхождения с Европой и почти открытое экономическое противостояние с Китаем (хотя с точки зрения политики КНР вполне доволен сдерживающей ролью, которую США играют на Тихом океане).
Любопытно, что, если такой сценарий будет реализован, он вовсе не обязательно понравится самой Америке. Помимо немалого количества обязательств, которые ей придется выполнять в международной сфере, она будет обречена на растущее недовольство со стороны бедных и развивающихся стран, считающих себя обделенными американским вниманием. Точно так же гегемония США вряд ли по умолчанию решит проблему исламского радикализма в целом и Ближнего Востока в частности.
В то же время Америка останется гарантом научно-технической революции и повсеместного внедрения высоких технологий. Что касается места России в этом сценарии, вероятнее всего, она будет балансировать между Европой, заинтересованной в газе, и Китаем, которому помимо горючего весьма интересны незаселенные пространства Сибири и Дальнего Востока.
Грядет новый халифат
Третий сценарий получил название “Новый Халифат”. Его основная мысль такова: мусульмане всего мира (а в особенности — Ближнего Востока, Северной Африки, Средней и Юго-Восточной Азии) активно устремились к созданию транснационального теократического сообщества, основанного на вновь обретенном религиозном самосознании и во многом противоречащего традиционным западным ценностям.
Чтобы стать реальной угрозой существующему мировому порядку, халифату не обязательно победить, то есть стать неким реальным объединением. Влияние его сторонников вполне способно серьезно замедлить глобализацию, а с нею — и продвижение к новому информационному обществу, которое, как полагают многие, однажды заменит социальные структуры, которые почти не изменились со времен Средневековья. Главная беда халифата в том, что он антагонистичен современным экономическим моделям. В связи с этим странам, решившим его поддержать, грозят экономический спад, социальные потрясения и, разумеется, обострение религиозной вражды внутри самого исламского мира, которая уже сейчас не дает объединиться ради общих целей суннитам и шиитам.
Россию в этом сценарии ждет борьба с религиозным экстремизмом на южных границах, работа в качестве буферной зоны между исламистами и Евросоюзом, масса внутренних проблем, связанных с тем обстоятельством, что к 2020 году мусульмане составят едва ли не половину населения страны.
Испуганная география
Самый неблагоприятный сценарий назван специалистами НРС “Контур страха”. Он описывает мир, где очаги нестабильности и насилия слились в один гигантский полумесяц, протянувшийся от Ближнего Востока до Юго-Восточной Азии. Страны в этом “контуре” страдают от тоталитарных теократических режимов, их экономика находится вне глобального развития. Они являются главными источниками международного терроризма.
Развитие высоких технологий позволяет террористам пользоваться новыми видами оружия массового поражения — от “чемоданных” ядерных бомб до изощренного биологического оружия, последствия применения которого становятся очевидны лишь через длительное время. Чтобы оградить себя от террористических атак, ведущие страны организуют ряд “превентивных” интервенций (которые вовсе не уменьшают напряженность), а также закрывают свои границы для свободной торговли и путешествий.
Все это практически останавливает глобализацию; мировая экономика испытывает застой; организованная преступность испытывает очередное возрождение решительно во всех странах мира. В то же время никакие военные и экономические усилия не могут искоренить чувство всеобъемлющей ненадежности, которое становится определяющим фактором в международных отношениях.
Предсказанному — верить?
Эксперты, создавшие “Проект-2020", надеются, что смогли хотя бы отчасти уловить тенденции, которые направляют мир в его развитии. Они, безусловно, беспомощны перед лицом неожиданной беды из космоса или глобальной экологической катастрофы, которые могут сильно изменить любой сценарий дальнейшей жизни человечества. Однако это не мешает им надеяться на то, что ничего необратимо-ужасного не произойдет, а желание людей жить в удобном, красивом и гармоничном мире со временем перевесит тягу к смерти, что явственно читается во многих заблуждениях, ныне истово исповедуемых. Ведь светлого будущего хочется всем — нужно только договориться, каким оно будет. То есть составить самый подробный и точный прогноз, исполнить который будет легко и приятно.