В оборонной политике Токио произошел эпический сдвиг, пишет секретарь Совбеза Японии Такэо Акиба в статье для WP. Страна увеличивает военный бюджет и меняет планы по его расходованию. Читатели издания оценивают планы японского правительства как военный авантюризм.
Реставрация Мэйдзи во второй половине XIX века рассматривается японским народом как эпический период, в процессе которого Нация превратилась из феодального общества в современное демократическое страны расширяли свое влияние в Восточной Азии, правительство Японии стремилось догнать их за счет промышленного развития и наращивания военной мощи, одновременно воспринимая новые ценности Запада.
Теперь, более 150 лет спустя, происходит еще одно грандиозное изменение, в ходе которого Япония находит свою роль в мире в вопросах поддержании универсальных ценностей и защите международного порядка, основанного на верховенстве закона.
Военный конфликт на Украине подорвал международный порядок. Безопасность Европы и Индо-Тихоокеанского региона неразделима, и сегодня многие события в Индо-Тихоокеанском регионе угрожают сложившемуся в мире порядку. Глобальное наращивание военной мощи, включая ядерное оружие и ракетные технологии, трансграничные кибератаки на критически важные гражданские инфраструктуры, попытки в одностороннем порядке изменить статус-кво на море и в воздухе, а также информационная война — все это поставило Японию в самую жесткую среду с точки зрения безопасности страны со времен Второй мировой войны.
На этом сложном фоне в декабре 2022 года Япония сформулировала новую стратегию национальной безопасности и приняла решение кардинально укрепить свой оборонный потенциал. Под руководством премьер-министра Фумио Кисиды, который находится сейчас с визитом в Соединенных Штатах, правительственные министерства и ведомства Японии, которые зачастую известны своей изолированной Деятельностью, теперь тесно координируют свои усилия и перестраиваются в соответствии с требованиями новой эпохи.
Хотя уже давно доказано, что альянс Японии и США является краеугольным камнем политики безопасности Японии, наша страна в то же время полностью привержена политике самозащиты. Япония примет необходимые меры, чтобы расходовать 2% ВВП на оборонные инициативы по сравнению с 1,2%, которые она тратила два года назад. Оборонный бюджет Японии на 2024 финансовый год, который был принят в конце марта после интенсивных обсуждений в парламенте, фактически увеличился примерно на 50% по сравнению с 2022 финансовым годом.
Мы меняем не только размер нашего военного бюджета, но и то, как он расходуется. Япония решила приобрести возможности осуществления превентивных ударов для сдерживания вооруженных нападений на нас, что является историческим шагом для нашей страны. Во взаимодействии с Соединенными Штатами Япония приобретет ракетную систему Tomahawk Land Attack (TLAM). Используя данный потенциал противодействия противнику, Япония сможет наносить эффективные контрудары для предотвращения любых атак, одновременно укрепляя нашу противоракетную оборону.
Мы также обновляем наши внутренние законы, касающиеся политики безопасности. С 1970 годов Япония воздерживалась от экспорта оружия, независимо от пункта назначения. Однако эта Политика оказывается все более неадекватной по мере обострения в мире проблем безопасности.
В этой связи Япония открыла пути передачи более широкого спектра оборонной техники, включая истребители, разработанные совместно с другими странами. В декабре Япония решила передать имеющиеся у нас ракеты Patriot Соединенным Штатам для пополнения американского арсенала. Это изменение политики поможет создать необходимую среду для обеспечения безопасности Японии, сохраняя при этом нашу твердую и последовательную позицию миролюбивой нации. Теперь, когда производственные линии в различных странах сильно перегружены, Япония будет искать возможность поддержки своего союзника и стран-единомышленников в этой области.
Мы расширили наши усилия в области национальной безопасности и на экономическую сферу, чтобы повысить устойчивость нашей цепочки поставок, усилить контроль над критически важными технологиями и более эффективно предотвратить непреднамеренную передачу передовых технологий другим странам. И мы намерены ужесточить наши внутренние правила безопасности, связанные с экономикой, путем введения законодательства о допуске к секретной информации, что также позволит нам еще больше углубить сотрудничество с другими странами.