E-4A «Nightwatch» («Ночной дозор») — летающий командный пункт США разработанный фирмой Boeing на базе гражданского самолета Boeing 747-200B. E-4 был задействован в роли пункта управления, обеспечивая верховное командование и президента США, с сопровождаемый его старшими гражданскими и военными лицами, центром связи, способным к выживанию во время ядерного удара. Разговорное название E-4B в США — «doomsday planes» (самолёты конца света).
Под обозначением Е-4 Advanced Airborne Command Post (усовершенствованный воздушный командный пункт управления и наведения) ВВС США приобрели четыре самолета Boeing 747-200В для использования в качестве жизнеспособных воздушных командных пунктов управления и наведения, любой из которых мог бы управлять всеми межконтинентальными баллистическими ракетами на территории США, пилотируемыми бомбардировщиками и атомными ракетными подводными лодками.
Основная палуба разделена на шесть функциональных частей: рабочие места NCA(National Command Authority), зал заседаний, комната брифинга, рабочее место операторов, помещения связи и отдыха. Экипаж E-4B может включать до 114 человек, включая команду операторов, летный экипаж ACC, группы обслуживания, связи и безопасности. E-4 оснащены средствами защиты от различных поражающих факторов ядерного оружия, включая электромагнитный импульс. Имеется система фильтрации от радиоактивной пыли в системах забора и кондиционирования забортного воздуха для вентиляции кабины и отсеков.
Цена одного самолёта составила 250 миллионов USD .
no images were found
E-4 оснащены 13 системами связи, в т.ч. спутниковой, что обеспечивает надежность управления.
Бортовое оборудование:
СДВ-радиостанция AN/ARC-183 (диапазон 17-60 кГц, мощность 100-200 кВт) для связи с подводными лодками в погруженном состоянии;
СВЧ-радиостанция AN/ASC-24 стратегической спутниковой системы связи ДЦСЦ-2 (диапазон частот 7250—8400МГц);
аппаратура дальней УКВ-радиосвязи и ретрансляции (диапазон 225-400 МГц) в составе шести приемопередатчиков, семи приемников и 75-канальной аппаратуры уплотнения на одной из фиксированных частот; радиостанции спутниковых систем связи «Афсатком» и «Флитсатком», аппаратура управления пуском МБР и работой в системе электронной связи 494L. Самолет оснащен системой ИК-противодействия.
Три самолета Е-4А, снабжены командным оборудованием и системами управления более раннего поколения, снятыми с самолетов ЕС-135, и один самолет Е-4В с усовершенствованным командным оборудованием и системами управления; три самолета Е-4А были модернизированы в стандарт Е-4В.
Все находящиеся в эксплуатации самолеты Е-4 оснащены турбовентиляторными двигателями Дженерал Электрик CF6-50E (F103-GE-102/CF6-80C2B1) тягой 24404 кг. Самолеты были оснащены устройством дозаправки в воздухе.
В январе 2006 г. Дональд Рамсфилд объявил что весь флот E-4B будет выведен из эксплуатации начиная с 2009 г. Ежегодно будет выбывать один самолёт и процесс вывода E-4B завершится в 2012 г. Они могут быть заменены на два Boeing C-32, модернизированных до уровня ВКП президента США на случай ядерной войны, стихийных бедствий и беспорядков.