Первейшее оружие солдата, которое он должен развить, чтобы профессионально действовать в рукопашном бою — его разум.
Его способность думать и реагировать под давлением обстоятельств без паники жизненно необходима в рукопашном бою.
Как и в любом другом боевом искусстве, один из первейших принципов обучения солдат рукопашному бою — дать им прочную психологическую подготовку. Подобно боксеру, солдат, обученный рукопашному бою, будет обладать психологическим преимуществом перед нетренированным противником. Боксер полагает, что если он действительно обучен и мысленно готов к соревнованию, противник не сможет одолеть его — как и враг не сможет победить солдата, хорошо подготовленного к рукопашному бою. Даже если сами приемы не используются, знание их — неоценимая психологическая поддержка солдату, достаточно обученному рукопашному бою.
Солдату нужно развивать свой разум. Он должен уметь реагировать без паники и в доли секунды. Хороший солдат постоянно держит эту цель в памяти в процессе обучения. Он должен шлифовать способность контролировать себя в рукопашном столкновении.
Принципы рукопашного боя в основном те же, что и в дзюдо, боксе, кикбоксинге и в других стилях борьбы. Важно понять, что этот тип боя не только дает возможность получить превосходные наступательные навыки, но и позволяет любому человеку, независимо от роста и телосложения, хорошо обученному этой технике, ощутить такую высочайшую уверенность в себе и своих боевых способностях, которой он не мог бы добиться никаким другим способом.
ЧУВСТВО ОПАСНОСТИ
Хорошо обученный солдат никогда не рассчитывает на то, что ему встретится совершенно нетренированный противник. Ошибочно сделав такое предположение, он может оказаться объектом неожиданного активного нападения. Когда солдат занимает положение, чтобы применить захват, враг может контратаковать его ударом руки или ноги.
Уверенность в себе — замечательное свойство, однако самомнение — очень сомнительное качество. Оно ведет к поражению. Солдаты специальных сил обучаются не допускать самонадеянных действий, напоминая себе о возможных опасностях, с которыми они могут столкнуться, и их последствиях.
Солдат учат никогда не использовать приемы ради достижения внешнего драматического эффекта. Способ ваших боевых действий сам по себе не имеет никакого значения. Все, что нужно делать в бою, — это найти самое верное и наиболее экономное решение возникшей проблемы.
Это означает быть быстрым. Хорошо обученный солдат не разбрасывается. Если он собирается напасть на врага, то делает это как можно быстрее, особенно когда имеет дело более чем с одним противником. Задержка в нападении снижает его шансы на успех.
Солдат может отступить, чтобы изменить ситуацию, или найти кратчайший путь выхода из боя — обучение подскажет ему, как следует поступить. Выживание — единственное, что имеет значение. А гордости и самолюбию не место в армейском рукопашном бою.
КОНТРОЛЬ НАД СТРАХОМ
Контроль над страхом очень важен. Это — одна из основ, на которых строится уверенность в себе. Чувство опасности и связанный с ним выброс адреналина в кровь мобилизует нас на борьбу или дает нам силы убраться подальше от опасной ситуации. Вы должны выбрать, будут ли ваши действия борьбой или бегством, и если вы промедлите с этим выбором до того момента, пока не возникнет опасность и спокойное обдумывание станет недоступным, вы можете легко ошибиться и сделать неправильный выбор. Кроме того, сам по себе “адреналиновый удар” может оказаться пугающим, если вы не понимаете, что происходит, или не ожидаете этого. А это может “заморозить” солдата перед лицом нападающего.
Самое главное в боевом обучении — научиться выбирать метод борьбы импульсивно, рефлекторно, непроизвольно. Особенно это важно для солдата, сражающегося голыми руками. Бегство приведет только к преследованию, и преимущество (возможность искалечить или убить вас) будет целиком находиться на стороне преследователя. Колебание при рассмотрении проблемы “бороться или бежать” попросту даст ему это преимущество за счет потери вашей собственной инициативы. Нерешительность в бою чаще всего означает поражение. Даже одна-единственная потерянная доля секунды может решить: жизнь или смерть, победа или поражение.
Кас д’Амато, последний тренер Майка Тайсона, всегда говорил: “Страх — Друг исключительных людей”. Он подразумевал волну адреналина, которая вызывается страхом, — ту самую волну, которая заставляет бороться. Но прежде вы должны выработать в собственном мозгу условный рефлекс. Если тело солдата — ствол ружья, а его руки и ноги — пули, то его ум — спусковой механизм. Отсутствие спускового механизма делает все остальные части оружия бесполезными. В тренировочном зале правильно размещенные мешки для ударов и зеркала для наблюдения создают в умах солдат убеждение, что они могут “справиться с собой”, а это поможет справиться и с действительно угрожающей ситуацией. И тогда солдат, чей ум должным образом подготовлен, чтобы оставаться сильным и спокойным, противостоя опасности, благополучно переносит наращивание адреналина в крови, напряжение сил и боль физического столкновения.
Он не впадает в панику, но использует свои ощущения опасности и чувство страха, преобразуя свирепую агрессию в нечто вроде луча лазерного прицела, который может быть обращен на его врага и направлен точно в нужную точку с самыми разрушительными результатами. В ситуации, созданной страхом, ноги солдата могут начать подгибаться, во рту у него пересохнет, а губы опухнут, и голос его задрожит от возбуждения. Правильное обучение учит его игнорировать эти ощущения: ведь все они — частные проявления общего нарастания концентрации адреналина в крови. И хотя это несколько неприятно, но все же весьма естественно. Эти ощущения имеют тенденцию уменьшаться по интенсивности тем заметнее, чем дольше и чаще солдат испытывает их. И тогда страх, который естественным образом возникает в боевых ситуациях, становится очень быстрым средством регулирования самочувствия солдата.
СУРОВАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ
Солдат, обучающихся невооруженному бою, учат быть стойкими и не позволять чувствам овладевать их умами, когда они имеют дело с врагом. Обученный солдат никогда не должен забывать, что цель врага — убить его.
Солдат не может позволить себе быть брезгливым. Если тычок пальцами в глаза противника или раздавливание его мошонки -— единственный способ, чтобы выжить, то солдат должен будет сделать это. Поэтому он забывает об “игре по правилам”. Когда солдату угрожает нападение, не может быть и речи о каких-то там правилах. Солдат делает все, что угодно, и использует все возможные средства, чтобы защититься.
Существует лишь одно-единственное правило: в бою нет никаких правил.
Солдат также учится не обманываться и быть скептическим настроенным по отношению к врагу, предлагающему обменяться рукопожатием или покончить дело миром. Это очень частая уловка, чтобы обмануть солдата и разрушить его оборону. Если обученный солдат принимает такое предложение, то делает это максимально осторожно. Предпочтительнее вовсе не допускать подобной ситуации. Часто срабатывает аналогичная уловка: кто-то предлагает сигарету и сразу же после того, как ее возьмут, наносит удар. В лондонском районе Ист Энд гангстер Реджи Крей был известен своим “сигаретным ударом”. Он предлагал противнику сигарету и затем бил его кулаком в челюсть, как только тот собирался прикурить, определенно зная, что в этот момент челюсть будет расслаблена и может быть легко сломана.
ПРЕОДОЛЕНИЕ БОЛИ
Чтобы вести успешный рукопашный бой против вооруженного противника, солдат должен научиться справляться с болью, игнорируя ее в течение того времени, которое необходимо для эффективного ответа нападающему. Это позволит избежать куда большей боли, а возможно, и смерти.
Изучение способов преодоления боли — одна из самых серьезных и наиболее важных задач, которые встают перед солдатом. Ему придется переносить много физической боли в течение суровых недель обучения. Это никогда и ни для кого не было легко. У разных людей разная реакция на причиненную боль, и она может меняться в зависимости от обстоятельств. Необходимо научиться достигать адекватной степени контроля над своими болевыми реакциями. Известно немало случаев, когда солдаты, получившие переломы костей или другие серьезные повреждения в пылу сражения, все же доводили борьбу до конца. И это не какие-то “сверхлюди”, а просто бойцы, считавшие, что они могут продолжать бой, и поступавшие именно так.
Хотя контроль над болью необходим в рукопашном бою, солдат все же должен прислушиваться к своему телу. Боль часто сигнализирует о том, что где-то что-то серьезно нарушено. Разумеется, при защите от вооруженного противника важно, чтобы солдат пересилил боль, но столь же важно, чтобы из-за ложно понимаемой стойкости он не навредил себе в процессе обучения. Это было бы опасно и пагубно.
ВООБРАЖАЕМЫЙ УСПЕХ
Когда солдат изучает рукопашный бой и приобретает боевые навыки, он сталкивается с фундаментальным парадоксом: как же он может заниматься тем, что может привести к смерти человека? Ответ состоит из двух частей. Сначала солдат должен изучить на практике все необходимые физические навыки типа ударов ногой, уклонений и тому подобных. Вторая часть основывается на воображении, независимо от того, включается ли оно как структурная составляющая в обучение или же проявляется само по себе, безо всякой специальной подготовки.
Профессиональные спортсмены и любители, особенно в последние годы, придавали большое значение развитию сложного механизма умственных навыков, включающего в себя представление о ходе поединка, оценку эмоционального состояния при выполнении приемов и соображения о совершенствовании техники. Солдат может принять для себя те же самые методы обучения и приспособить их к своим собственным целям.
Для солдата первостепенное значение имеют прагматичность и практичность обучения, а также очевидность результатов. Существующие способы обучения солдат необходимо построить таким образом, чтобы они сами смогли как можно раньше убедиться в пользе умственной подготовки.
ПРОСТОЕ УПРАЖНЕНИЕ НА РАССЛАБЛЕНИЕ
Солдат должен выбрать удобное положение — например, лежа на спине или сидя, скрестив ноги. Приняв удобную позу, он сможет контролировать свое умственное состояние. Начиная с головы и распространяя свое внимание вниз по телу к пальцам ног, он напрягает и затем расслабляет каждую часть тела, одновременно глубоко и размеренно дыша. Например, можно глубоко вдохнуть, скашивая глаза к носу, а затем медленно выпустить воздух из легких, расслабляя мышцы вокруг глаз.
ВАЖНОСТЬ ВООБРАЖЕНИЯ
Спортсмены высокого уровня единодушны в своих оценках воображения и даже тренируются в освоении самогипноза.
Врачи и физиологи с большим успехом используют воображение. И все же эта область еще покрыта тенью недоверия. Скептики насмехаются над самой мыслью о совершенствовании ума через воображение, но есть немало документированных свидетельств о пользе таких методов.
Воображение — многослойное явление, которое может использоваться для достижения многих вещей — от выработки уверенности до совершенствования приемов противостояния опасности. В недавно проведенном американцами эксперименте, связанном с развитием воображения, две группы учеников в течение месяца ежедневно тренировались в штрафных баскетбольных бросках. Одна группа физически занималась бросками мяча в корзину, в то время как другая группа сидела или лежала на скамейках и использовала свое воображение, осуществляя броски лишь мысленно.
В конце месяца обе группы встретились в матче на баскетбольной площадке, чтобы сравнить результаты. Группа, которая занималась воображаемыми бросками, выиграла со значительным преимуществом.
Ценность воображения заключается в том, что оно дает мозгу модель событий и приемов, еще не испытанных или не выполненных. Так, мы способны выполнить обычные задачи вроде приготовления пищи, управления автомобилем и так далее, потому что они много раз повторялись в нашем мозгу, создали модель того, как это делается, и дали достаточное представление о действиях тела, которые сопровождают эту модель.
Однако мы часто сталкиваемся с задачами и требованиями, с которыми прежде не были знакомы. В таких обстоятельствах мозг ищет самую близкую, наиболее соответствующую модель и пытается приспособить ее к насущной задаче — с переменным успехом.
Есть некоторая ирония в том, что мозг не может обнаружить существенных различий между моделью, основанной на прямом опыте, и моделью, основанной на предполагаемом опыте.
Следовательно, воображение позволяет мозгу создать модель незнакомого опыта до фактического столкновения с ним в реальном мире. Чтобы применить такую модель на практике, нужно выстроить как можно более яркий мысленный образ.
Если солдат хочет научиться соответствующему поведению в рукопашной борьбе, он должен не только воспроизводить перед своим внутренним мысленным взором приемы, которые он хотел бы использовать, но и почувствовать такие детали, как цвет, шум, выражения, болевые ощущения в теле и еще все что угодно из того, что сможет добавить реализма воображаемому бою. Повторение этого упражнения создает мысленную модель в реальных рукопашных боевых ситуациях.
И хотя образ не может в совершенстве соответствовать реальному миру, все же если воображаемая картина достаточно ярка, она может подготовить солдата к напряжению настоящего физического боя.
Разумеется, это не говорит о том, что солдат должен заменить всю физическую подготовку воображением, но его, конечно, нужно использовать как серьезное подспорье. В боевом смысле воображение полезно. Те, кто верят в это, смогут достичь лучших практических результатов.
ОБШЕЕ ВООБРАЖЕНИЕ
Вообразите себя стоящим наверху большого пролета лестницы или у входа в лифт на верхнем этаже здания, где вы прежде бывали. Затем вообразите спуск по лестнице или (в случае лифта) мигание кнопок по мере того, как вы спускаетесь мимо каждого этажа. При этом ваше тело расслабляется все больше и больше.
Когда вы достигнете основания лестницы или опуститесь в лифте на первый этаж, вообразите себя в вашем любимом месте, которое расслабляет и успокаивает вас в реальной жизни, например возле любимого озера или в парке. Вообразите это место с таким большим количеством деталей, насколько это возможно для вас, представьте его достопримечательности и звуки, почувствуйте дуновение ветра на вашем лице.
Через несколько минут представьте, что вы опять стоите в самом низу лестницы или что начинаете подниматься наверх в лифте. По мере того как вы поднимаетесь, вы чувствуете себя все более отдохнувшим, энергичным и целеустремленным, как после хорошего, полноценного сна. Когда вы достигнете вершины, откройте глаза, вы должны почувствовать себя полностью восстановившим свои силы и абсолютно готовым к действию.
КОНКРЕТНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ
Нижеприведенное упражнение предназначено для того, чтобы выполнить две вещи. Во-первых, оно должно позволить солдату мысленно заниматься приемами боевых искусств, которые ему, вероятно, придется когда-нибудь использовать, особенно если он пытается избежать боя. Во-вторых, оно должно помочь солдату поддержать уверенность в себе и почувствовать умственное превосходство над врагом, особенно при отработке приемов боевых искусств против воображаемых противников и террористов.
Представьте себя применяющим изученные вами боевые приемы против воображаемого захватчика или одного из ваших инструкторов, выступающего в качестве вашего противника. Вообразите в подробностях, как вы наносите ему решающий удар.
Каждый раз, когда вы занимаетесь, пробуйте добавлять в картину новые детали. Например, вообразите себя использующим подручные средства — камни и палки. Попробуйте наблюдать (или вообразить, что наблюдаете) за вашим противником как можно внимательнее в течение ваших ежедневных тренировок, подмечая его психологическое состояние и другие элементы, которые могли бы подсказать вам те приемы, с помощью которых он будет бороться с вами физически. Включите полученную информацию в свою умственную тренировку.
Очень важно всегда видеть себя наносящим поражение вашему противнику с наибольшей быстротой, самыми эффективными приемами и с наименьшим использованием грубой силы. Сначала “обдумайте” все в деталях, а затем “одолейте” противника.
Рон Шиллингфорд. «Руководство по рукопашному бою для специальных подразделений»