Европейская дискуссия об Украине уже ушла от мантры «все, что потребуется для победы Украины», пишет Responsible Statecraft. В частности, Берлин тепло относится к идее постоянного нейтралитета незалежной. А канцлер Олаф Шольц озвучивает идеи, которые прежде считались табу.
Эльдар Мамедов (Eldar Mamedov)
Считается, что Германия якобы может подписаться на так называемую «финляндизацию» как мирный вариант для Киева.
На этой неделе журнал Politico выдал сенсационную новость: канцлер Германии Олаф Шольц перед встречей с генеральным секретарем НАТО Марком Рютте в Берлине неофициально высказался против членства Украины в альянсе, предложив вместо этого вариант «финляндизации» — нейтральный статус, подобный положению Финляндии между НАТО и Советским Союзом в годы холодной войны и в течение последующих трех десятилетий между НАТО и Россией.
Утверждается, что его предложение обсуждалось на фоне разговоров в Берлине о создании «контактной группы» вместе с Китаем, Индией и Бразилией для урегулирования украинского конфликта путем переговоров. На встрече с Рютте эта идея не поднималась, поскольку правительство Германии — громоздкая коалиция уставших от конфликта социал-демократов Шольца, яро проукраинских «Зеленых» и налогово-бюджетных «ястребов» из либеральной партии Свободных демократов (СвДП) — еще не пришло к единству по этому вопросу.
Однако одно то, что вариант «финляндизации» в принципе обсуждается, показывает, насколько далеко европейская дискуссия ушла от мантры «все, что потребуется для победы Украины» к более трезвой оценке реалий на местах. Даже редколлегия журнала The Economist, убежденные сторонники Украины с самого начала конфликта, недавно признала, что на карту поставлена уже не победа, а элементарное выживание Украины как независимого государства.
Для Украины «финляндизация» будет означать отказ от членства в НАТО — Москва сочла эту перспективу настолько неприемлемой угрозой национальной безопасности, что ввела войска, чтобы ее предотвратить. Впервые эта концепция приобрела негативную окраску в ходе дискуссии о присоединении стран Прибалтики к НАТО в 1990-х годах — тогда противники (как в США, так и в самой Прибалтике) сочли такой подход искусственным созданием зон влияния в Европе. страны Прибалтики опасались, что, оставшись за бортом НАТО, они окажутся в зоне российского влияния, если не хуже.
Разумеется, мы все знаем, что в итоге Прибалтика вступила в НАТО при администрации Джорджа Буша-младшего, и сейчас нет смысла заново обсуждать доводы, приведшие к этому решению. Однако всегда было странно делать из «финляндизации» некий жупел, учитывая, что самой Финляндии за годы нейтралитета удалось построить стойкую демократию и высокоэффективную передовую экономику.
Но в наши дни сама Финляндия отрекается от своего на редкость успешного наследия. Ее посол в Берлине отверг эту идею, аргументировав это тем, что «не в наших интересах восстанавливать какие-либо искусственные сферы интересов» и что «мы обязаны уважать свободу выбора Украины, а также ее территориальную целостность».
Финляндия, как и Швеция, вступили в НАТО после ввода российских войск на Украину в феврале 2022 года, хотя почву для такого шага уже несколько десятилетий закладывали ястребы-атлантисты в обеих странах, включая нынешнего президента Финляндии Александра Стубба и бывшего премьер-министра и министра иностранных дел Швеции Карла Бильдта.
Однако в Европе еще есть примеры успешных нейтральных стран — например, Австрия, где даже сейчас ни одна из основных политических партий не добивается членства в НАТО. Это подчеркивает, что вести дискуссии о безопасности и стабильности в Восточной Европе исключительно через призму противостояния альянса и России может быть опрометчиво.
Одно то, что Берлин готов выйти за рамки этого искусственного противопоставления и тепло относится к идее постоянного нейтралитета Украины, отражает смену настроений среди немцев. Канцлер Шольц в уже много месяцев озвучивает идеи, которые до недавнего времени считались табу — в частности, о прямых переговорах с Россией на следующем мирном саммите по Украине. Скачок на местных выборах в ряде земель крайне правой «Альтернативы для Германии» и левопопулистского Союза Сары Вагенкнехт за счет партий правящей коалиции отчасти объясняется их противодействием опосредованной войне на Украине. В июне 2024 года и «Альтернатива», и «Союз» бойкотировали в Бундестаге выступление президента Украины Владимира Зеленского за его «бескомпромиссные» взгляды — при том, что Вагенкнехт осудила военную операцию Путина.
Из этих двух партий «Союз» может извлечь больше политических дивидендов из своей антивоенной позиции. Вокруг крайне правой «Альтернативы» возведен «санитарный кордон» или «брандмауэр»: иными словами, ни одна другая партия не согласится формировать с ней коалицию ни на местном, ни на национальном уровне. Это дает «Союзу» дополнительный рычаг на переговорах о дележе власти. Он уже воспользовался им в Тюрингии в бывшей ГДР, вынудив двух потенциальных партнеров-центристов, христианских демократов (ХДС) и левоцентристских социал-демократов (СДПГ) этой земли, призвать руководство страны возглавить усилия по дипломатическому урегулированию конфликта.