Вчера экс-глава ЮКОСа Михаил Ходорковский не только был помилован указом президента России, но и успел улететь в Германию, где проходит лечение его мать. Она рассчитывает присоединиться к сыну через несколько дней.
Михаил Ходорковский покинул колонию в Сегеже около 12 часов, вскоре после того, как президент России Владимир Путин подписал указ о его помиловании. Учитывая, что заявление о предстоящем помиловании президент сделал накануне, у колонии N7 освобождения Ходорковского ожидали десятки журналистов, однако никому из них увидеть экс-главу ЮКОСа не удалось. Дело в том, что колонию он покинул на заранее арендованном вертолете. По воздуху Ходорковский за пару часов добрался до Санкт-Петербургского аэропорта Пулково, а оттуда на частном самолете Cessna-525 вылетел в Берлин.
Уже после того, как Ходорковский оказался в Германии, стали известны некоторые подробности его освобождения. Как выяснилось, освобождению экс-главы ЮКОСа способствовал бывший министр иностранных дел Германии Ганс-Дитрих Геншер, с которым он познакомился перед арестом в 2003 году. Как рассказал сам господин Геншер, встречавший Ходорковского в аэропорту Берлина, он дважды встречался с президентом РФ Владимиром Путиным, в итоге передав ему прошение о помиловании. Сам Михаил Ходорковский, поблагодарив господина Геншера за свое освобождение, уточнил, что обратился к президенту Путину еще 12 ноября. Попросив помиловать себя по «семейным обстоятельствам», Ходорковский сообщил, что о признании им своей вины вопрос вообще не ставился.
Пока прошение ходило по инстанциям, господин Геншер поспособствовал оформлению российского и заграничного паспортов еще в то время заключенному Михаилу Ходорковскому, вчера, когда экс-глава ЮКОСа был освобожден из-под стражи, господин Геншер прислал за ним самолет, принадлежащий его другу, крупному немецкому бизнесмену Отто Беттерману, а затем обеспечил прием господину Ходорковскому в аэропорту — там ему в паспорте проставили годовую шенгенскую визу.
Несмотря на то, что освобождение бывшего олигарха было связано с тяжелой болезнью его матери, встреча родственников в Германии не состоялась. Как пояснила «Ъ» сама Марина Филипповна Ходорковская, после лечения в Берлине она вернулась в Россию и живет в подмосковном коттедже. Новость об освобождении сына стала для нее полной неожиданностью, и связаться с ним по телефону она долгое время не могла. Во второй половине дня телефон госпожи Ходорковской и вовсе перестал отвечать.
Тем не менее уже вчера было известно, что вся семья Ходорковских в самое ближайшее время сможет воссоединиться на немецкой земле. Ожидается, что мать и отец прилетят к нему из Москвы в субботу. В выходные прилетит и супруга Ходорковского Инна, проживающая с их детьми в Швейцарии.
Михаил Ходорковский, по словам господина Геншера, от встреч с журналистами пока воздержится, потому что хочет «побыть со своей семьей, укрыться от всеобщего внимания и просто отдохнуть». «Он изнурен, но очень счастлив, что оказался на свободе»,— сказал господин Геншер.
По необъяснимым пока причинам все события вчерашнего дня происходили в большой спешке. Михаил Ходорковский стремительно улетел из России, даже не заехав в Москву, где его ждала больная мать. Бывший заключенный отказался и от отдыха в расположенной недалеко от колонии гостинице «Выг», где для него был оплачен номер 30 на четвертом этаже с двухспальной кроватью и видом на парк целлюлозно-бумажного комбината. В гостинице его, кстати, ждали с восьми утра, когда начинают освобождать заключенных из колонии, будучи уверенными, что Михаил Ходорковский заедет хотя бы для того, чтобы позавтракать, принять душ и переодеться, но люкс так и остался невостребованным. Номеру за 2,5 тыс. руб. в Сегеже он предпочел люкс в пятизвездном Adlon Hotel с видом на Бранденбургские ворота стоимостью €5 тыс. даже со скидками.
При этом не исключено, что вскоре с прошением о помиловании через немецкого посредника к президенту России обратится Платон Лебедев, который до мая 2014 года должен находиться в вельской колонии (Архангельская область). По словам адвоката Владимира Краснова, вчера он с коллегой Алексеем Мирошниченко встречался с Лебедевым. «Платон Леонидович просил передать всем, что он рад за Михаила Борисовича, но о своих намерениях относительно помилования определенно не сказал»,— отметил господин Краснов. Следующую встречу защитникам он назначил на 25 декабря, возможно, к тому времени он также решит, что пора поменять нары в колонии на люкс в Берлине.
Николай Ъ-Сергеев