В последнее время в адрес России все чаще звучит язык ультиматумов в отношении Украины, однако президент России считает, что все должно решать путем диалога всех сторон.
Ситуация на международном уровне вокруг России осложнилась весной на фоне внутриукраинского кризиса, когда после многомесячных протестов в стране в феврале сменилась власть, которую не признали многие жители восточных областей Украины. В ряде регионов украинского юго-востока прошли референдумы о независимости, по итогам которых Крым вошел в состав России, а в Донецкой и Луганской областях были провозглашены суверенные «народные республики».
Киевские власти не признали присоединения Крыма к России, а против двух самопровозглашенных республик начали военную спецоперацию. Донецкие и луганские жители в ответ создали отряды самообороны. Военное противостояние приняло затяжной характер, а объявленное на несколько дней в июне перемирие не соблюдалось. Российский президент в марте получил мандат на использование вооруженных сил на Украине, но в июне он был отменен. Конфликт на востоке Украины принял новое измерение, когда 17 июля на границе Донецкой и Луганской областей рухнул пассажирский самолет Амстердам — Куала-Лумпур, погибли все находившиеся на борту 298 человек. Киевские власти обвинили в катастрофе ополченцев, а те заявили, что не располагают средствами, которые могли бы сбить самолет на такой высоте.
Россия после смены власти на Украине не признавала новое руководство в Киеве, поскольку его приход к власти имел признаки госпереворота, и стала вести полноценный диалог только, когда в мае на Украине появилась легитимная сторона для контактов на высшем уровне — был избран президентом Петр Порошенко. Москва последовательно требует от украинских властей прекратить спецоперацию на востоке страны, называя ее карательной, а также содействует мирным переговорам между Киевом и ополченцами, в том числе прилагая посреднические усилия.
При этом позиция Москвы во многом наталкивается на неприятие западных стран, которые не признали перехода Крыма под российский суверенитет, обвинили Россию в сосредоточении военных сил у границы с Украиной и в поддержке ополченцев. После крушения международного пассажирского рейса многие западные страны, хотя с оговорками, но разделяют позицию Киева и заявляют, что если подтвердится крушение самолета из-за выпущенной ополченцами ракеты, то винить в дестабилизации следует Россию. Москва призвала к объективному международному расследованию и заявила, что если бы боевые действия на востоке Украины прекратились, этой трагедии наверняка бы не произошло. Стоит отметить, что новоизбранный президент принимал решение об одностороннем прекращении огня со стороны украинской армии, однако после нескольких дней перемирия АТО пришлось возобновить из-за атак со стороны ополченцев.
Российские военные назвали американские доводы о причастности ополченцев и России к крушению Boeing подтасовкой фактов и пообещали передать международным и малайзийским экспертам данные объективного контроля обстановки, которая складывалась в Донецкой области перед крушением самолета.
Многие западные страны во главе и во многом под давлением США ввели ряд антироссийских санкций, в частности в отношении политиков и бизнесменов, в том числе людей из близкого круга президента Владимира Путина, а в июле — и против ряда крупных российских оборонных и сырьевых компаний. После авиакатастрофы 17 июля на западе был поднят вопрос о новом этапе антироссийских санкций. С другой стороны, в Москве заявляли, что санкции рикошетом ударят по самим же США и странам Европы, а изолировать Россию не получится. Многие западные крупные компании также призывали свои правительства не вводить антироссийские санкции. Кроме того, Россия вплотную занялась импортозамещением и повышением независимости экономики по ряду других направлений, в частности стала создаваться национальная платежная система и был поднят вопрос о создании собственного кредитного рейтингового агентства.