Корпорация «Симидзу» предложила амбициозное решение проблемы строительства подземных городов. Проект «Urban Geo Grid» («Городская георешетка») предусматривает создание внушительной сети соединенных между собой туннелями подземных атриумов, которые станут местом размещения офисов, банков, спортивных сооружений, библиотек, выставочных залов и даже общественных бань. Этот комплекс планировалось заглубить в землю на 55 м.
Инженеры предусмотрели не только поддержание комфортных для человека микроклиматических условий, но и освещение естественным солнечным светом, который можно было передавать в подземные помещения с помощью зеркал. Поражают его предполагаемые размеры — 1250 кв. км! Подземный город такой площади мог бы принять до полумиллиона жителей. Руководители «Симидзу» обещали уложиться в смету 80,2 млрд. долларов, что примерно вдвое больше, чем запросили проектировщики города «Алиса». О возможности претворения в жизнь подобных планов свидетельствует японский опыт прокладки самого длинного в мире транспортного туннеля Сэйкан (53,9 км), соединившего под морским проливом острова Хонсю и Хоккайдо.
Ни один из проектов подземного города пока не получил официального одобрения со стороны властей. Однако несколько министерств согласились с необходимостью соединения усилий в дальнейшей проработке программы развития городского строительства не только по горизонтальной, но и по вертикальной оси, причем не только вверх, но и вниз, сколь ни фантастично это выглядит в наши дни.
У таких проектов есть немало противников.
Основные возражения сводятся к угрозе сейсмических потрясений и сдвигов подземных слоев, а также к возможности проявления массовой клаустрофобии в замкнутых подземных пространствах.
Поэтому, не отводя изначально самой идеи подземного строительства, ее инициаторы предлагают переносить вниз лишь городскую инфраструктуру, включая помещения контор, служб быта, развлекательных центров, а жилье размещать на поверхности, на площадях, освободившихся от переноса офисов, кинотеатров, магазинов вниз, на подземные горизонты. Тогда, скажем, поездки из дома на работу или по магазинам сменят направление с горизонтального, на вертикальное, вместо электричек и автобусов основную тяжесть транспортировки примут на себя лифты.