Россия стала первой не арабской страной, которую 12 августа посетил президент Египта Фаттах ас-Сиси. Правда, его встреча с президентом РФ Владимиром Путиным состоялась не в Кремле, а в Сочи, где египетский лидер полюбовался кавказскими горами, новейшей российской военной техникой, а также прошелся по палубе флагмана Черноморского флота — ракетного крейсера «Москва».
По итогам переговоров Владимир Путин сообщил, что страны Таможенного союза изучают возможность создания зоны свободной торговли с Египтом. А пока стороны договорились об упрощении доступа египетской продукции на российский рынок. Глава Минсельхоза Николай Федоров отметил, что увеличение поставок египетских цитрусовых, картофеля и лука на 30% закроет примерно половину дефицита по этим продуктам, вызванного отказом от экспорта из стран, которые ввели санкции против России за Крым.
— Договорились об упрощении доступа египетской продукции на наш рынок, для этого будут даны соответствующие задания Россельхознадзору, — заявил российский лидер, добавив, что Египет уже увеличил поставки на российский рынок этой продукции на 30% и готов в ближайшее время увеличить еще на 30%.
В ответ Россия увеличит египтянам экспорт зерна: в текущем сельскохозяйственном году поставки зерна в страну вырастут более чем на 60% — до 5-5,5 миллиона тонн.
В Сочи лидеры договорились и о развитии сотрудничества в области энергетики. Москва и Каир договорились о создании российской промышленной зоны в Египте как одной из составляющих нового проекта Суэцкого канала. Как сообщил Абдель Фаттах ас-Сиси, амбициозный проект может быть реализован через год. Напомним, власти Египта объявили 5 августа о грандиозном проекте строительства нового Суэцкого канала и одновременной модернизации старого на общую сумму 57 млрд. египетских фунтов (около восьми млрд. долларов).
Как сообщают СМИ, в ходе официальных переговоров стороны также обсудили военно-техническое сотрудничество, возможную модернизацию объектов, построенных в Египте в советское время, обстановку в Сирии, Ливии, Ираке и Секторе Газа.
— В марте этого года подписан соответствующий протокол. Ведется поставка наших вооружений в Египет. Мы договорились о расширении этого взаимодействия, — заметил Владимир Путин.
Стоит отметить , что тему военно-технического сотрудничества ас-Сиси обсуждает с российским руководством уже не в первый раз. Так, в феврале, будучи тогда еще министром обороны Египта, он посещал Москву и вместе с главой МИД Набилем Фахми и общался с Путиным. Кроме того, в ноябре 2013 года в столицу Египта ездил глава МИД РФ Сергей Лавров и министр обороны Сергей Шойгу.
Военный политолог, руководитель Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдасаров полагает, что ас-Сиси будет лавировать между Соединенными Штатами и Россией, находясь в тесном контакте с Саудовской Аравией.
— Надо учитывать три момента. Первый: у фельдмаршала ас-Сиси есть хороший урок, когда США очень серьезно пытались на него воздействовать в плане недопущения закрытия и ликвидации «Братьев-мусульман». Второй: Фаттах ас-Сиси, конечно же, находится в сильной зависимости от Саудовской Аравии – главного спонсора Египта, выделившего ему по разным данным от 15 до 18 млрд. долларов. Третий: на Ближнем Востоке очень сильно разочарованы политикой США в регионе, которая приводит лишь только к нарастанию хаоса. Та же Саудовская Аравия недовольна тем, что Штаты заигрывают с Ираном, тем, что США сотворили в Ираке, ведь нынешняя сложная ситуация там представляет угрозу и для саудовцев.
Египет — самое большое арабское государство, и, естественно, оно будет искать подходы к разным государствам, но при этом не будет терять контакт с США, потому что они в рамках специальной программы оказывают ему военно-экономическую помощь (в 2013 году порядка 1,3 миллиарда долларов – прим. редакции). В таком направлении Фаттах ас-Сиси и развивает отношения с Россией. Кстати, все египетские президенты (и даже Мухаммед Мурси) говорили о необходимости сотрудничества с Россией. Конечно, то, что египтяне на 30% увеличат поставки сельхозпродукции в Россию – это серьезное поступление в казну. К тому же Египет серьезно зависит от нашего туристического потока.
Что касается военно-политических моментов, то, на мой взгляд, закупка военной техники (кстати, техника закупается на деньги саудовцев) – это, собственно, и есть все военно-политическое сотрудничество. Пойдет ли дальше ас-Сиси – большой вопрос. Скорее всего, он будет балансировать между Россией и США, находясь в тесном контакте с саудовцами. В общем, все будут зависеть от ситуации на Ближнем Востоке. Египет в таком положении, что надо в первую очередь выравнивать экономическую ситуацию. Но я сильно сомневаюсь, что наша база вновь появиться в Египте.
Политолог, главный редактор журнала «Проблемы национальной стратегии» РИСИ Аджар Куртов замечает: Россия и во времена СССР имела тесные экономические контакты с этой Египтом, и сотрудничество, в том числе и экономическое, с этой страной развивалось и до учреждения санкций США и ЕС против России.
— В частности, российское зерно в огромном количестве поставлялось в Египет: страна за время президентства Мубарака в два раза увеличилась в численности населения, а прокормить его, прежде всего, зерном (основной продукт питания в виде дешевого хлеба и лепешек) возможно только за счет импорта чужого зерна. А поскольку Россия все последние годы устойчиво занимает место одного из крупнейших экспортеров зерна, нам египетский рынок был и будет и интересен.
Другое дело, что сейчас разговор шел о встречных поставках, то есть и из Египта в Россию. И это совершенно нормально: люди старшего поколения, наверное, помнят, что египетские апельсины присутствовали на российском рынке во времена СССР. Так что, если сейчас есть трудности с поставками фруктов из Испании, Греции из-за того, что эти страны не находят достаточной политической воли, чтобы противостоять навязанному и невыгодному их национальным интересам диктату со стороны Брюсселя, то почему бы их не заменить египетскими? Тем более что до российских черноморских портов достаточно близко. Да и цены на египетские фрукты не могут быть высокими в силу многих причин.
Так, основная проблема Египта состоит в том, что относительно недавно был совершен военный переворот, было устранено правительство из «Братьев-мусульман» Мурси, военные повторно захватили власть, но это решило только часть политических проблем, и то – временно. А египетским властям нужно решать экономические проблемы, которые, собственно говоря, и были одной из причин арабских революций, в том числе и смены власти в Египте. Ему нужны финансовые ресурсы, и если египетская сторона заинтересована в развитии торговых контактов с Россией, то почему бы и не создать зону свободной торговли, если наши интересы совпадают?
Другое дело, что затрагивались вопросы продажи Египту российской военной техники. Президент РФ Владимир Путин упоминал о системах С-400 в качестве возможного товара. А вот это наводит на некоторые размышления, особенно если ты знаком с взаимоотношениями Москвы и Каира. Сразу же на память приходят времена Советского союза, когда поставки военной техники не привели к победе Египта в войне с Израилем. Как мы помним, даже многократное превосходство в численности войск и в вооружении не оказалось решающим в столкновениях, и часть этой техники египетской армией была просто брошена. И тут возникает вопрос: а не повторится ли сейчас такая же ситуация? Непонятно также: а сможет ли Египет оплачивать дорогостоящие поставки военной техники и не придется ли нам в очередной раз пойти на шаги, предполагающие кредитование или долгосрочный лизинг, которые очень зависимы от изменения политической ситуации. Тем более что Штаты оказывали и будут продолжать оказывать давление на Египет.
«СП»: — Сейчас финансово Египту помогает Саудовская Аравия…
— Теоретически — да, но посмотрим, как это будет на практике. Саудовцы, как известно, не та страна, которая будет помогать России в поставках ее военной техники на внешний рынок, тем более что тот же Вашингтон имеет много рычагов давления на саудовцев. Если сейчас ЕС и Штаты оказывают открытое давление на страны Латинской Америки, чтобы они не поставляли РФ продукты питания, то уж в отношении к арабскому миру у американцев большие возможности для закулисных интриг.
Но тем не менее, если у нас есть возможности находить новых партнеров, новые рынки, новых торговых агентов и совершать с ними сделки, то почему бы этим не пользоваться? Сумма сделки с Египтом не должна смущать: три млрд. долларов – приличные деньги, от них не надо отказываться, когда у нас квартальный рост ВВП меньше 1 %, то есть мы находимся в состоянии, близком к рецессии. А если падает внутренний спрос, надо находить новых торговых партнеров, — это вполне нормальная практика. Тем более что речь идет о Египте – самой крупной страной арабского мира с восьмидесятимиллионным населением, и если нам удастся что-то наладить с ней сотрудничество в торговой области на долговременной основе, то это куда лучше, чем формы сотрудничества в виде огромного потока российских туристов в Египет.
«СП»: — СМИ сообщили, что в ходе официальных переговоров обсуждалась возможная модернизация объектов, построенных в Египте в советское время…
— Наверное, это могут быть какие-то заводы по обслуживанию военной техники. Египет после периода охлаждения отношений с Москвой (во времена Анвара ас-Садата) стал закупать западные системы вооружений, но ведь закупка вооружений – это не просто так: пришел в магазин, купил партию, и стороны разошлись. Это техника тогда полезна, когда она функциональна в любой момент времени, а это требует технической поддержки. И, кстати, ремонт – это тоже огромный рынок, возможно, и это имелось в виду, хотя формулировки, которые фигурируют в СМИ, могут с военной точки зрения быть не совсем точными.
Скажем, что такое Суэцкий канал – это ведь стратегический объект, имеющий колоссальное военное значение и в свое время именно позиция СССР в кризисе вокруг него привела к тому, что агрессия западных государств против Египта не была развязана. Наверняка шлюзовая система имеет защитные сооружения чисто военного свойства…
«СП»: — Создание российской промышленной зоны в Египте как одной из составляющих нового проекта Суэцкого канала – насколько этот проект может быть перспективным?
— Это пока что проект, что называется, в эскизных набросках и трудно понять, что под ним действительно подразумевается. Могу сказать одно: кроме экономических вопросов они имеет и военно-политическое значение. Зона Суэцкого канала, особенно та его часть, которая примыкает к Синайскому полуострову, — самая проблемная для современных властей Египта.
К сожалению, так получилось, что часть населения Синайского полуострова очень активно склонна поддерживать исламистские организации Египта, причем в радикальных формах. Именно там за последние годы происходили различные инциденты, террористические акты. Просто вопрос строительства этого проекта не может быть решен, и, по всей видимости, это обстоятельство и вынудило президента Египта предложить поучаствовать в этом России. Он рассчитывает, что российские специалисты, в отличие от американских и британских, более склонны рисковать жизнью… В общем, это очень серьезная проблема, поскольку вопросы безопасности в зоне Синайского полуострова крайне актуальны для Египта. Плюс к этому относительно близко находится граница с Израилем и сектором Газа, где идут боевые действия. Это лишний раз подтверждает то, что мира в этом регионе ждать не приходиться.
Однако первый вице-президент Академии геополитических проблем Владимир Анохин настроен более оптимистично.
— Как известно, советско-египетское сотрудничество было достаточно широким и всеобъемлющим. Не надо забывать, что СССР принимал активное участие во всех израильско-египетских войнах – в 60-х, 70-х годах, особенно в войне 1973года. Поэтому сегодня мы продолжаем традицию СССР, и я полагаю, что сотрудничество будет взаимовыгодным. Почему? Потому что мы таким образом серьезно, основательно и надолго входим в регион Ближнего Востока, что не делали достаточно долго. Мы, собственно говоря, возвращаемся туда, где давно заложили основы сотрудничества. Я думаю, что оно будет плодотворным, потому что, на мой взгляд, новый президент пришел на этот пост надолго, и он реанимирует те идеи, которые начал второй президент Египта – Насер.
Что касается Суэцкого канала, то сейчас транспортные артерии значат не намного меньше, чем запасы энергоресурсов. А Суэцкий канал сейчас работает на пределе своих возможностей. По моим личным впечатлениям, когда там проходит танкер, то вода буквально выливается на берег – танкеры выдавливают ее.
«СП»: — Насколько, по-вашему, вероятно появление российской базы в Египте?
— Все хорошее делается медленно. Лично я не сомневаюсь, что мы вернемся в Александрию (в 1977 году советская 54-я оперативная бригада вспомогательных судов по требованию египетских властей покинула места базирования в Александрии и Мерса-Матрухе – прим. редакции) и что ас-Сиси продолжит дело Насера. Военно-техническое сотрудничество будет довольно серьезным, если в Египет подтянутся наши советники…
Ас-Сиси – умный политик. Обратите внимание, перед тем как ехать в Россию, он побывал в Саудовской Аравии. То есть он уже создал тот спектр отношений, который на Западе воспринимает как проблема. Дело в том, что и саудовцы сейчас серьезно охладели к Штатам. Так что, последние события можно воспринимать как знак того, что Ближний Восток отворачивается от Запада и начинает искать партнеров в Евразийском ареале.
http://svpressa.ru/