Ситуация в Сирии и подготовка к саммиту «восьмерки» станут главными темами встречи президента США Барака Обамы и премьер-министра Великобритании Дэвида Кэмерона, которая пройдет в понедельник в американской столице.
В США Дэвид Кэмерон прибывает после своего визита в Россию, где ранее провел встречу с президентом РФ Владимиром Путиным. В американской столице британскому премьеру предстоит согласовывать условия для созыва международной конференции по Сирии. Договоренность о проведении форума была достигнута 7 мая в Москве на переговорах главы МИД РФ Сергея Лаврова с госсекретарем США Джоном Керри.
В американской политической элите, между тем, нет единого мнения по сирийскому вопросу и участию США в его решении. Так, сенатор-республиканец Джон Маккейн высказался в беседе с журналистами за введение бесполетной зоны в Сирии и поставки тяжелых вооружений оппозиции, передает ИТАР-ТАСС.
«Мы выведем из строя их средства ПВО», — сказал Маккейн. По его словам, для уничтожения объектов военной инфраструктуры САР Соединенные Штаты могли бы использовать крылатые ракеты и комплексы «Пэтриот». «Мы установим запретную для полетов зону, — продолжил законодатель. — Мы можем предоставить (силам оппозиции) тяжелые вооружения, танки».
При этом Маккейн не разделяет опасений администрации Обамы по поводу того, что оружие может попасть в руки экстремистов. «Джихадистов там не так уж много, — сказал сенатор. — Они сильны лишь потому, что все эти годы воюют по всему Ближнему Востоку и не боятся смерти». Ранее глава Пентагона Чак Хейгел признал, что США рассматривают возможность поставок оружия силам оппозиции в Сирии.
Тем временем в Конгрессе США представлен законопроект, получивший название «Акт о стабилизации в Сирии 2013», который санкционирует поставку оружия для сирийской вооруженной оппозиции. Рассчитывать на эту помощь смогут те повстанческие группы, которые будут соответствовать определенным критериям в сфере прав человека, борьбы с терроризмом и нераспространения, утверждается в документе.
Однако, как считает бывший министр обороны США Роберт Гейтс, прямое военное участие Вашингтона в сирийском конфликте было бы ошибкой. «Я думаю, наше прямое участие, в особенности, наше прямое военное участие было бы ошибкой. Неужели мы не усвоили, что когда начинаешь войну, (ее) результаты непредсказуемы?» – задается вопросом политик в беседе с журналистами.
По словам Гейтса, который занимал пост министра обороны в администрациях Буша-младшего и Обамы, он был свидетелем двух войн, которые начались с быстрой смены режима. «И мы все знаем, что произошло после этого», — заметил экс-глава Пентагона.
«Я думаю, мы неверно оцениваем последствия Арабской весны и арабских революций, — продолжил он. — Во всех этих странах, включая Сирию, есть угроза гражданской войны, угроза того, что эти страны распадутся на части. И думать, что мы можем повлиять на результат, является ошибкой. Я считал это ошибкой в Ливии. Я думаю, это является ошибкой в отношении Сирии».
Если и предпринимать сегодня какие-то действия в Сирии, считает Гейтс, надо осторожно подобрать элементы, разделяющие американские ценности и снабдить их развединформацией и базовым военным снаряжением.
Дискуссия по сирийскому вопросу идет и у союзников американцев по НАТО – в Германии. В частности, министр обороны ФРГ Томас де Мезьер высказался против интервенции в Сирию как способа решения вооруженного конфликта в Сирии.
«Военное вмешательство потребовало бы очень больших затрат и было бы связано с многочисленными потерями», — заявил глава оборонного ведомства в телеэфире. По его мнению, это было бы скверным развитием событий и воздействовать на ситуацию не стало бы легче. «Честно говоря, мы пребываем в некоторой растерянности относительно возможностей повлиять на обстановку извне», — добавил министр обороны ФРГ.
С марта 2011 года в Сирии продолжается вооруженное противостояние между армией и мятежниками. Жертвами конфликта стали уже более 70 тысяч человек. Конфликт сопровождается серьезным гуманитарным кризисом: по сведениям ООН, свыше 5 миллионов человек остро нуждаются в продуктах питания, товарах первой необходимости и медицинских услугах. Число сирийских беженцев в соседних странах достигло 1 миллиона человек.