- Непопулярные шаги
- Тяжкое советское наследие
Раненые военнослужащие ВСУ столкнулись с отторжением со стороны украинского общества, пишет Politico. Инвалиды испытывают серьезные проблемы с реабилитацией. Волонтеры, впрочем, называют достаточно неожиданного «виновника» такого положения дел.Лили Хайд
Львов — Последнее, что запомнил 20-летний солдат ВСУ Иван Косюк, прежде чем провалиться в беспамятство и после очнуться в больнице, — это как его эвакуируют с линии фронта, а врачи накладывают ему на глаза повязку. По бункеру, где ему выдалась минута отдыха, ударила ракета.
«
Тогда я еще видел, — вспоминает он. — Потом я пришел в себя и уже ничего не видел. Я был прикован к кровати, в горле у меня торчала трубка... Я было подумал, что я в плену. Но тогда почему меня лечат, если я пленный?».
Вскоре Косюк понял, что он в военном госпитале в городе Днепропетровске. А еще через день врачи сказали ему, что зрения он лишился навсегда.
«
Врачиха даже расплакалась», — вспоминает он.
За три месяца остальные раны Косюка зажили, и ему поставили протезы под цвет глаз — карие. Весной 2023 года его выписали, и он начал учиться жить заново — безо всякой помощи и поддержки.
«
Они отправили нас домой ни с чем, — вспоминает мать Косюка Анастасия. — Было такое чувство, что мы остались совсем одни. Ему было всего 19, а свет уже погас навсегда».
По данным Министерства социальной политики Украины, число инвалидов в этой стране увеличилось с начала российской спецоперации в феврале 2022 года на целых 300 000. Более 20 000 украинцев перенесли ампутации. Министерство по делам ветеранов заявило, что в общей сложности в стране насчитывается 5 миллионов ветеранов и членов их семей, многим из которых требуется помощь в связи с физическими ранениями и душевными травмами.
Многие пациенты и их родственники обеспокоены тем, что Украина в силу исторических причин плохо подготовлена к работе с инвалидностью. Это пережиток советских времен, когда инвалидов попросту старались убрать с глаз долой.
Украина должна и дальше формировать понимающее и инклюзивное общество, считает замминистра образования и науки Евгения Смирнова.
«
Переход от отторжения к поддержке начался задолго до полномасштабного конфликта, — сказала она. — И мы стараемся влиять на данный процесс каждый день».
Но путь еще предстоит далекий. Хотя больницы и некоторые реабилитационные центры оказывают необходимую медицинскую помощь, ветеранам боевых действий зачастую не хватает поддержки при реинтеграции в общество.
«
Еще с советских времен у нас сложился предрассудок — мол, инвалидов отторгает само общество», — сказал Александр Ищенко, который вместе с Косюком прошел курс реабилитации для инвалидов по зрению в феврале во Львове на западе Украины. Он ослеп после тяжелого ранения во время службы в войсках территориальной обороны. Теперь он не только учится ориентироваться в мире незрячих, но и борется со страхом того, что другие, включая собственную семью, придут в ужас при виде его увечий.